Найти в Дзене
Phonetic Discoveries

Третье перед работой с акцентом. Разминка

В предыдущей статье я писала о втором шаге перед тем, как начать работать с произношением, и это было слушание выбранного акцента. Далее нужно переходить к практическим действиям, а именно – подготовке речевого аппарата.

Речевой аппарат, то есть то, что помогает нам извлекать звуки – это губы, зубы, нёбо (мягкое и твердое), язык, гортань, нос (через него мы произносим, например, русские /м/ и /н/), голосовые связки. Часть речевого аппарата во время говорения остается неподвижной, например, зубы или нос. Другая часть активно двигается. Вот эту часть и нужно подготовить к непривычному способу говорения. А для этого нужно подружиться с артикуляционными разминками.

Что такое артикуляционная разминка?

Это набор упражнений, которые помогают укрепить мышцы речевого аппарата. В первую очередь, язык (тут целых восемь мышц) и губы. Также важна круговая мышца рта, мышцы скул, щек. Они не входят в речевой аппарат, но активно участвуют в процессе говорения, особенно – на английском языке. Пример разминки для языка от профессионального логопеда можно посмотреть, например, здесь.

Помимо укрепления мышц, артикуляционные разминки помогают наработать подвижность речевого аппарата. Особенно нас интересует в этом плане нижняя челюсть. Именно она наиболее сильно отличается у англоговорящего и русскоговорящего – и по своим возможностям, и даже чисто внешне.

-2

Зачем делать артикуляционную разминку?

Во-первых, в английском языке, в сравнении с русским, нужно артикулировать сильнее. Весь артикуляционный аппарат британца напряжен. Его язык работает быстрее, губы – активнее, челюсть то зажимается, то резко опускается, работает горло и мягкое небо. Всё это непривычно для русскоязычного артикуляционного аппарата. Наша артикуляция по сравнению с британской – слабая (т.е. мы не шевелим так активно ртом, когда говорим).

Кроме того, в английском и русском нет звуков, которые бы совпадали по звучанию. Значит, и мышцы речевого аппарата двигаются по-разному. У нас нет звуков, которые бы резко раздвигали губы в улыбку, а в английском есть. У нас нет звуков, для которых надо ронять нижнюю челюсть на грудь, а в английском есть. И круговая мышца вокруг рта у нас почти не работает, а в английском на ней держатся все огубленные звуки, включая [w], [u:], [ɒ] и даже [r].

Итак, более активная, выраженная артикуляция и новые для вас движения, в которых участвуют непривычные мышцы — вот два фактора, к которым быть готовыми. Неподготовленность обязательно скажется на качестве звучания. «Вялый» речевой аппарат всегда будет давать акцент, даже если схематически всё делать правильно.

Когда начинать?

Минимум за пару недель до начала постановки звуков. Чем подготовленнее будет ваш речевой аппарат, тем легче, быстрее и точнее вы поставите свой первый звук. Если вы уже занялись фонетикой, внедряйте артикуляционные разминки в начало каждого занятия, и только после них переходите к работе со звуками. Вы заметите, насколько легче и увереннее будете переходить на «английский уклад».

А можно не делать?

Да, многие думают: «Зачем тренироваться заранее? Я буду тренировать звуки, и в процессе мой речевой аппарат сам накачается».

Ход мысли хороший, но сильно отодвигающий ваш первый всплеск эндорфинов в работе с акцентом.

Представьте такую ситуацию: двое мужчин решили заняться балетом и исполнить партию Спартака. Один пошел в спортзал накачивать ноги, спину, пресс, занялся растяжкой, начал нарабатывать технику прыжков и тренировать вестибулярный аппарат. Второй решил сразу приступить непосредственно к танцу. Через две недели первый, окрепший и растянутый, приступает к выполнению па и полностью сосредотачивается на технике, потому что с мышцами и связками проблем нет. Они слушаются, надо просто дать им правильные команды. А что второй? Второй по-прежнему осваивает пируэт, потому что помимо техники еще тренирует вестибулярный аппарат, а еще у него нога недостаточно высоко взлетает, а силы этой ноги едва ли хватает на один уверенный оборот. И вы сами можете представить, как это всё выглядит со стороны. Когда он приступит к новому движению, ему снова придется нарабатывать нужные мышцы и медленно идти к результату, потому что еще же растяжка не позволит сделать сразу всё как надо.

То же самое и в фонетике. Иногда я слышу истории о том, что человек два дня пытался поставить заднеязычный гласный звук, и всё-то у него не получалось, а вот на третий день дергания языка назад он, наконец, выдал то, что надо! Вот какое тяжелое дело – фонетика, и какой я молодец, преодолел!

А что произошло на самом деле? В течение двух дней, пока человек работал со звуком, мышцы задней части языка «оживлялись», укреплялись, тренировалась подвижность языка как такового. И когда они наконец достигли нужной кондиции, вуаля – звук получился. То есть, человек тренировал не технику. Человек тренировал мышцу.

Получается, что мышцы всё равно придётся тренировать. Просто либо под музыку и в приятном темпе, либо сквозь пот и слезы, издавая разные несимпатичные звуки и занимаясь преодолением.

-3

Немного про хитрости мозга

И еще один аргумент в пользу предварительных разминок.

Наш мозг по природе своей очень ленивый. Ну, или экономный. Если у вас не будут накачаны определенные мышцы речевого аппарата, во время тренировок они будут уставать. Вам придется заниматься через усилие, через мышечное сопротивление. А усилие и преодоление – это самые энергозатратные режимы для мозга. Рано или поздно он начнет вам нашептывать разные неполезные вещи, типа, «фонетика — это не моё», «чёт ничего не получается», «а зачем вообще это всё надо», «пропущу сегодня произношение, лучше посмотрю сериал с субтитрами», и вот вы уже потеряли мотивацию.

Так что артикуляционные разминки – это важно. Это облегчает процесс, ускоряет результат и, как следствие, поддерживает желание продолжать. Ищите их, например, на YouTube, и выбирайте не просто разминки, а тренировки на разные части речевого аппарата. Особенно улучшают гибкость произношения упражнения на укрепление и расслабление нижней челюсти. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать свои движения. Иногда физически мы ощущаем эти движения совсем не так, как они выглядят на самом деле.

Как часто делать?

До и во время постановки звуков — каждый день. Позже, когда мышцы натренируются и артикуляция будет наработана, можно будет сократить количество разминок до двух в неделю. Но это при условии, что вы регулярно говорите на английском!

Также не забывайте про скороговорки — это отличный «походный» вариант разминки, особенно если проговаривать их четко, с усиленной артикуляцией. Ничтоже сумняшеся берите русские скороговорки, они вполне пригодны для разогрева мышц и общей тренировки органов речи.

Вот, например, 10 моих любимых скороговорок.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. (4 р)

***

На дворе трава, на траве дрова. (4 р)

***

У попа папа поп,
У кока папа кок. (4 р)

***

В залежах железа лежит жезл из желе. (4 р)

***
Повар Петр, повар Павел. (4 р)

***

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

***

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

***

Грач сгоряча осерчал на грача. (4 р)

***

Везет цапля
Щучку с чушкой.
Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.

***

Идет с козой
Косой козёл. (4 р)

Для удобства — скоровогорки картинкой, сохраняйте и пользуйтесь!

-4

В продолжении темы: