Знаете о важности артикуляционных разминок, но никак не начнёте внедрять их в ежедневную рутину? Знаете, внедрили, но занимаетесь редко, потому что вечно не хватает времени? А может, просто иногда чувствуете, что вам физически сложно говорить на английском? Тогда сегодняшние маленькие разминочные лайфхаки – для вас.
По роду преподавательской деятельности мне часто приходится иметь дело с отговорками. Особенно с их королевой — «Не было времени». Что я думаю по этому поводу? Стараюсь ничего не думать, а делать.
Например, делать такие «артикуляционные предложения», от которых невозможно отказаться. Тем более что я и сама регулярно пропускаю полноценные артикуляционные разминки (ну действительно, иногда нет времени 😎). Так что вместо того, чтобы весь день винить себя за невыполненную разминку и ощущать, как мышцы нашего речевого аппарата вянут и расслабляются, будем делать артикуляционную разминку «на ходу».
О значении артикуляционных разминок для успешной работы у меня есть отдельная статья. Если вкратце — они «включают» мышцы, которые не работают при говорении на русском, но нужны для говорения на английском. Как результат — во время постановки звуков человек сосредоточивается на технике, а не на мышцах и физическом сопротивлении.
Даже если вы просто регулярно говорите на английском, артикуляционные разминки для вас невероятно важны: они помогают не только говорить более легко и естественно, но и точнее имитировать английские звуки, которые вы слышите, поскольку расширяют физические возможности для этой самой имитации.
«Походная» артикуляционная разминка
Итак, разминка, которую можно делать в ходе ежедневной рутины — в ду́ше, за рулем, поднимаясь в лифте, катаясь на велосипеде, за просмотром скучного фильма, приготовлением завтрака или чтением новостей (you name it).
Она ни в коем случае не заменяет обычной «рутинной», когда вы сидите перед зеркалом и под музыку выполняете ритмичные движения ртом. Но она приведет речевой аппарат в тонус, позволит вам остаться в форме, снимет психологическое напряжение невыполненного дела. А если вам нужно будет говорить по-английски в этот день, поможет легче переключиться. И всё это – без потери драгоценного времени.
Итак, я предлагаю шесть упражнений. Два на рот, два на губы и два на язык. Так, разбив «активности» на пары, нам будет их легче запомнить. Названия не отражают суть мышечной работы, но, опять же – позволяют лучше запомнить, что делаем.
Пара на рот
1. Держите плоский уклад (или «оскал») не менее трех минут.
Чтобы принять положение плоского уклада, растяните губы в сторону, слегка обнажив оба ряда зубов. Между зубами должна быть узкая щель, в которую может пройти плоский язык. Верхние зубы должны находиться чётко над нижними, губы прижаты к зубам.
О том, как плоский уклад влияет на красоту британского акцента, можно почитать в этой статье.
Вкратце — все английские звуки так или иначе «завязаны» на положении плоского уклада и стремятся либо в него, либо из него. В говорении на русском у нас всё наоборот — губы и мышцы вокруг рта стремятся вперед, поэтому нам сложно удерживать это растянутое положение и быстро переключаться на него. Держать плоский уклад в качестве тренировочного упражнения – значит укреплять соответствующие мышцы и облегчать себе задачу во время говорения на английском.
В довесок психологи обещают нам после такого упражнения хорошее настроение. Они выяснили, что наши эмоции и мышцы лица, которыми мы их выражаем, влияют друг на друга «в обе стороны». И если мышцы долго находятся в состоянии улыбки, наш мозг воспринимает это как знак того, что у нас всё благополучно. Хорошая причина выполнять это упражнение прямо с утра! 😊
2. Исходное положение — плоский уклад. Откройте рот и держите его открытым и растянутым от одной до трёх минут.
Это упражнение растягивает мышцы и связки, отвечающие за работу нижней челюсти, а она в говорении на английском невероятно важна. Опять же, в русской речи мы не опускаем нижнюю челюсть вниз и не открываем широко рот, поэтому нам такое движение непривычно. Помимо физиологических изменений, упражнение помогает чисто психологически принять широкое раскрытие рта, привыкнуть в нему, и затем более легко и свободно опускать челюсть на гласных [æ], [ɪ], [ɒ] [ɑ:] и содержащих их дифтонгах.
В завершении этой пары упражнений можно десять раз медленно закрыть-открыть рот, то есть чередовать первое и второе упражнение.
Пара на губы
1. Держите «напряженный кружок» губами не менее двух-трёх минут.
В этом упражнении задействовано максимальное количество мышц — щеки, скулы, губы, круговая мышца рта. Но только если выполнять его правильно. Для этого сначала губы растяните в широкой улыбке (между челюстями — небольшое расстояние), а затем с силой стяните их в кружок, как для звука /о/. Губы прижмите к зубам и даже чуть подверните внутрь, напрягите все мышцы вокруг рта и удерживайте это положение. Упражнение «накачивает» «фонетическую маску» (т.е. круговую мышцу рта), помогает легче держать плоский уклад и артикулировать практически все английские звуки, в особенности — [w], [u:], [ɔ:] [p], [b], [m].
2. Держите «кувшин» губами две-три минуты.
Чтобы принять правильное положение губ для этого упражнения, нужно вытянуть губы «уточкой» максимально далеко вперед, а затем, не меняя положение и напряжение мышц, раскрыть их, как горлышко кувшинчика. Держать губы в таком положении, сохраняя напряжение, а в завершении почередовать сжатые-ракрытые губы.
Упражнение тренирует мышцы губ и круговую мышцу рта, позволяет легче «брать» округленные звуки и сохранять губы напряженными, разговаривая на английском.
Пара на язык
1. «Отжимания» для языка.
Исходное положение — плоский уклад. Прижмите кончик языка к основанию нижних зубов (нижние альвеолы). При этом спинка языка выгибается, приближаясь к твердому небу. На секунду напрягите язык и с силой упритесь им в десну. Затем переместите кончик языка на выпуклую часть верхних альвеол, спинка языка при этом опускается вниз. Снова прижмите с силой. Чередуйте положения сколько угодно раз. Можно дополнить упражнение «отжиманием» языка поочередно в каждый зуб – сверху, потом снизу.
Цель и польза упражнения очевидны: мы накачиваем мышцы языка — главного артикулятора на любом языке. 👅
2. Круговые движения языком с закрытым ртом по часовой и против часовой стрелки.
Самое простое, быстрое, и в то же время тяжелое для мышц упражнение. Исходное положение – челюсти приоткрыты, губы плотно сомкнуты. Делайте круговые движения языком, как бы облизывая верхние, а потом нижние зубы. «Схватив» суть упражнения, можно делать его немного иначе: кончиком языка рисовать круг вокруг рта с внутренней стороны, упираясь им в щеки. Мышцы языка и губ при этом должны быть напряжены. В первое время сложно сделать более десяти таких кругов в каждую сторону. Но постепенно их количество можно и нужно увеличивать.
Упражнение не только отлично укрепляет язык, но и делает его более гибким и подвижным.
И еще парочка вещей, которые можно делать.
«Тихая рычалка». Это когда вы продолжаете удерживать артикуляцию русского звука /р/ без голоса. Подобные звуки мы издаём, когда имитируем мурлыканье кошки. Упражнение разминает язык, делает его кончик более подвижным и податливым. При этом со стороны почти не видно, что вы делаете.
«Оттяжка языка». Еще одно полезное упражнение — медленное оттягивание языка назад, к горлу, с возвращением в середину рта. Со стороны почти не видно и совсем не слышно, а помощь в артикуляции заднеязычных гласных огромная.
БОНУСЫ 🍧
💎 Скороговорки
Первый бонус — скороговорки. Лично я всегда их проговариваю в ду́ше, если понимаю, что сегодня мне артикуляционная разминка не светит. Сначала – русские, чисто для разминки речевого аппарата, затем буквально одна-две английские, для повторения и дриллинга звуков и звукосочетаний. В идеале тренировать их после артикуляционных разминок, данных выше, на разогретом речевом аппарате.
Также мы, люди, работающие с произношением, можем выудить из скороговорок еще несколько «ништяков». Например, произносить их на растянутых губах. Это тренирует «плоский уклад», а также даёт дополнительную нагрузку на мышцы щек и губ, которым приходится преодолевать мышечное сопротивление «оскала». Стоит добавить сюда и «чрезмерную» артикуляцию. То есть, все звуки произносить так, как будто мы разговариваем с глухим человеком и желаем, чтобы он нас понял по губам: максимально вытягивать губы на звуках /о/ и /у/, максимально растягивать их на звуках /ы/ и /и/ и т.д.
💎 Чистоговорки
Очень важно освежать английские гласные, и освежать ежедневно. Даже если вы говорите в течение дня на английском. Без осознанного повторения их артикуляции они постепенно будут становиться похожими на русские или на другие английские гласные (например, из пары «долгий-краткий»). Для этого нужно всего лишь запомнить шесть чистоговорок и проговаривать их так же, на ходу, после «походной» разминки.
Если все шесть брать лень – выберите две-три, но с теми звуками, которые у вас наименее автоматизированы и регулярно «слетают».
1. Pretty Polly Perkins has a pair of pretty plates.
[prɪti pɒli pɜ:kɪnz hæs ə peər əv prɪti pleɪts]
📍 Что тренирует: гласные [ɪ], [ɒ], [ɜ:], [æ], [ə] [eə], [eɪ]
📍 На что обратить внимание: кластеры [pr], [pl] произносятся как единое целое, звуки [r] и [l] в них звучат приглушенно (оглушение сонанта). Сочетание [ts] также произносим максимально слитно (щелевой взрыв). В слове pair звук [r] произносится, так как находится между двух гласных.
2. Kim’s coat could do with a cleaning.
[kɪmz kəʊt cʊd du: wɪð ə kli:nɪŋ]
📍 Что тренирует: гласные [ɪ], [əʊ], [ʊ], [u:], [i:].
📍 На что обратить внимание: кластер [kl] произносится как единое целое, звук [l] в нём звучит приглушенно (оглушение сонанта). В сочетании could do делаем «выдержку» — то есть, чуть задерживаемся на звуке [d]. Придыхание на звуке [k] в словах Kim’s, coat, cleaning.
3. She wants to go on working.
[ʃi wɒnts tə gəʊ ɒn wɜ:kɪŋ]
📍 Что тренирует: гласные [ɒ], [əʊ] [ɜ:], [ɪ].
📍 На что обратить внимание: сочетание [ts] произносим максимально слитно (щелевой взрыв). Гласные в сочетании [gəʊ ɒn] артикулируем слитно, один за другим, с ударением на on, поскольку здесь употреблен фразовый глагол. Сложные согласные: [w], [ŋ].
4. Stop forcing an open door!
[stɒp fɔ:sɪŋ ən əʊpn dɔ:]
📍 Что тренирует: гласные [ɒ], [ɔ:], [əʊ].
📍 На что обратить внимание: отсутствие придыхания на звуке [t] в кластере [st], быстрое переключение с артикуляции краткого [ɒ] на артикуляцию долгого [ɔ:], произношение согласного звука [ŋ].
5. This mat has got such a dull pattern!
[ðɪs mæt həs gɒt sʌʧ ə dʌl pætn]
📍Что тренирует: гласные [ɪ], [æ], [ɒ], [ʌ].
📍На что обратить внимание: артикуляцию согласных звуков [ð], [h], а также «тёмного» [l] (звук [l] становится «тёмным» перед согласным и на конце слова), [p] (придыхание), быстрое переключение между звуками [ʌ] и [æ], слитное произнесение кластера [tn] (носовой взрыв).
6. It’s hard to calm down in a dark house.
[ɪts hɑ:d to kɑ:m dɑʊn ɪn ə dɑ:k haʊs]
📍 Что тренирует: гласные [ɪ], [ɑ:], [ɑʊ].
📍 На что обратить внимание: на разницу артикуляции звуков [ɑ:] и [ɑʊ] (основная – в форме губ), артикуляцию согласного звука [h], сочетание hard to, в котором сохраняется звонкость звука [d]. Сочетание [ts] произносим максимально слитно (щелевой взрыв).
Разумеется, сначала все эти чистоговорки нужно проработать с толком и расстановкой, обращая на артикуляцию каждого звука. Только после этого они станут отличным способом поддержать и укрепить важнейшие звуки, разграничить похожие гласные и повторить некоторые фонетические явления «на ходу». Сохраняйте! ⬇️⬇️⬇️
Что главное в этих упражнениях?
Главное – сохранять фокус и делать. Вы же помните: куда внимание, туда и энергия. А значит, там и результат. И, как я уже отметила в начале статьи, не заменять ими полноценные осознанные разминки (просто потому что их ничто не заменит), а пользоваться лишь по необходимости.
Фокусируйтесь, тренируйтесь, артикулируйте красиво, и –
успехов! 👋