Проблема. Причины. Актуальность
Темпы технологического прогресса и жизни в настоящее время выросли настолько, что система образования не в полной мере успевает за скоростью изменений. Одним из индикаторов этому служит огромное количество частных образовательных программ, появившихся с 2010х годов в России. Люди вынуждены добывать действительно нужные им знания самостоятельно, децентрализовано.
Вместе с тем применимость полученных знаний в образовательных учреждениях далеко не по всем направлениям находится на достаточном уровне. По разным опросам (Rabota.ru, HH.ru, ВЕДОМОСТИ) около 40% россиян работают не по профессии. Очень много специальных знаний, приобретаемых в ходе образования, не используются в дальнейшем в профессии и бытовой жизни (сложные математические зависимости, физические или химические законы, заучивание огромного количества информации, доступного за секунду в смартфонах и т.п.). Безусловно, одна из задач образования, научить самостоятельно искать и осваивать нужные знания, развивать память и мышление, а не только предоставлять полезные нужные знания. Но есть же возможность получать и то и другое, тем самым повысив эффективность образовательного процесса.
На наш взгляд имеются четыре ключевые области для развития:
- Низкая степень применимости. Люди тратят примерно четверть (15 лет) своей жизни на получение знаний, из которых им потребуется не более половины.
- Только профессиональная направленность. Важнейшие области жизни человека как выстраивание социальных связей (супружеских и родительских отношений), уход и развитие своего тела и души никак не затронуты системой образования. Это приводит к печальной статистике разводов, закладыванию психологических проблем на этапе воспитания в семьях, проблемам со здоровьем физическим или психологическим практически у каждого.
- Ограниченность в уровне развития. После выпуска из вуза для многих дальнейшее образование останавливается, и в лучшем случае развитие еще несколько лет продолжается только в профессиональной сфере. В результате к 30 годам в среднем мы имеем значительную потерю мотивации, вовлеченности и интереса к своему делу, а значит и профессиональной эффективности, а значит и ВВП в конечном счете. Одной из наглядных иллюстраций этого является развитие в РФ понятия и движения downshifting, как антонима профессионального роста.
- Отсутствует структура развития в каждой из областей. Даже в профессиональной она по сути заключается в формуле: «бери больше, бросай дальше» или чем больше заработок и должность, тем лучше. Вследствие этого успешные люди с высокими доходами и заработками не знают куда направить дальше свой потенциал, что ведет к разочарованию, бессмысленному расходу ресурсов, депрессиям и прочим психологическим проблемам. В остальных сферах (отношения, тело, душа), так как отсутствует само развитие, то и структура, соответственно, также отсутствует.
Это говорит о недостатке основной цели образования - построения капиталистической системы в России с 1990х, создания рабочей силы, генерирующей добавочную стоимость. Это привело к тому, что фокус потребностей населения сместился в область потребления товаров. Образование же должно способствовать непрерывному качественному росту уровня потребностей человека (выживание˂потребление˂достижения˂служение˂творчество˂крупномасштабное влияние и преобразование).
Требуется концепция, которая совместила бы в себе эффективное решение государственных, экономических задач и личностного роста населения, базировалось бы на фундаментальных знаниях, учитывало индивидуальные потребности и современный образ жизни, при этом имело бы унифицированный тиражируемый подход.
Идея решения
С середины 1970-х годов была озвучена и поддержана во многих странах концепция «непрерывного образования». Она состоит из следующих элементов:
1. Образование на протяжении всей жизни (life-long learning education):
a. Обучение длинною в жизнь.
b. Обучение шириною в жизнь.
c. Самомотивация к образованию.
2. Образование взрослых (adult education);
3. Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).
Однако в России в Законе «Об образовании» отражение нашла только часть концепции «непрерывного образования», а именно касающаяся непрерывного профессионального образования в форме повышения квалификации. Остальные принципы не были приняты во внимание, соответственно возник огромный пробел в образовании именно взрослого населения.
Понятие образования длинною в жизнь нам знакомо, однако значение образования шириною в жизнь требует пояснений. Оно подразумевает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности. Многие культуры сходятся в том, что человека определяют четыре составляющие, которые неуклонно следуют за ним в любом возрасте: интеллектуальное, физическое, социальное и духовное. Таким образом система образования должна включать в себя хотя бы в минимальной степени каждое из этих направлений. Это позволит решить первую и вторую проблемы, обозначенные в первой части статьи. В противном случае игнорирование внимания к любой из сфер приведет к проблемам: выгоранию, снижению продуктивности, полноты жизни и, в конечном итоге, счастья.
В интеллектуальной сфере текущая система образования преуспевает, но недостаточно быть только профессионалом своего дела. Для лучшего результата и собственного счастья не менее важно уметь выстраивать отношения с коллегами, друзьями и родственниками. Не зря в России (да и везде, на самом деле) так сильно влияние личных связей – это ресурс не менее значимый, чем профессиональные компетенции. Вовремя и искренне сказанный комплимент способен мобилизовать лучшие качества человека, и наоборот, недостаточное внимание к его личному вкладу может стать источником неожиданных препятствий на пути к результату. Вы никогда не купите своим родителям более дорогой подарок, чем встреча с ними и обсуждение общих тем, совместных воспоминаний. Нет большей ценности для ребенка, чем наличие у него двоих родителей. Тем не менее, часто фокус на профессиональном развитии, росте дохода, становится причиной снижения вовлеченности в семью, и в итоге приводит к разводам и лишает ребенка полноценной семьи. Профессионалы в управлении персоналом в компаниях имеют целый арсенал инструментов повышения вовлеченности сотрудников в достижение целей компании. А в семье кто управляет вовлеченностью? Мы способны совершенно неосознанно продать бесценные богатства своих отношений за прирост 5-10% к своему доходу, вкладывая все больше времени в профессиональное развитие, забирая его у семьи. Молодые пары брошены на самостоятельное обучение искусству совместной жизни и, как правило, разбиваются о первые проблемы, которые по незнанию сами старательно создают. Все это - следствие сбитых настроек ценностей в ходе воспитания.
Полагаем, забота о здоровье тела не нуждается в обосновании важности и иллюстрациях. Недостаточное внимание ведет к появлению проблем со здоровьем, и неизбежно – к потере качества жизни и продуктивности. Здоровье невозможно купить, но его можно не продать за избыточный комфорт или доход.
Включение в программу среднего и высшего образования базовых знаний построения отношений в семье, с коллегами, друзьями, собственным телом и душой, позволило бы избежать описанных выше проблем, существенно снизить уровень конфликтов и заболеваний, и, соответственно, значительно повысить качество жизни и продуктивность.
Решение третьей проблемы и одновременно один из элементов непрерывного образования – самомотивация - можно найти в исследовании американского профессора психологии Михай Чиксентмихайи. В ходе него введено понятие Поток, которое доказывает, что человек максимально продуктивен, когда решает задачи из области ближайшего развития. Постановка слишком амбициозных целей при этом ведет к дистрессу, а недостаточно амбициозных – к депрессии и потере мотивации. И то и другое – контрпродуктивно. Таким образом контролируемое развитие не должно останавливаться или пускаться на самотек после трудоустройства (образование взрослых). Отдельные компании, понимая ценность этого, уделяют большое внимание горизонтальному и вертикальному росту персонала,; создаются корпоративные университеты, но таких компаний единицы, и даже в них программы касаются только части наиболее перспективных сотрудников. На наш взгляд требуется разработка концепции образования, позволяющей личности развиваться как в ходе профессиональной деятельности в сфере саморазвития, так и в не менее важных сферах построения отношений в семье, с коллегами, друзьями, собственным телом и душой, вплоть до пенсии.
Одним из элементов самомотивации к образованию должна быть понятна структура развития. В качестве такой мы предлагаем использовать интерпретацию Маслоу знаний о строении чакр в виде пирамиды потребностей человека или ее аналоги. Если взглянуть на нее сейчас, то можно увидеть, что вершиной достижений в современном обществе считается высокий статус и доход. Хотя это всего лишь третий уровень (см. рис 1), т.е. не более половины пути. Отсутствие знаний о дальнейших ступенях и ооб уровнях вообще, приводит к необъяснимым депрессиям, демотивации и контрпродуктивному применению ресурсов.
К сожалению, знание о чакрах вызывает скепсис, недоверие и отторжение, так как оно дискредитировано не научным подходом изотериков и попросту шарлатанов. Потребности человека – ключевое, что определяет его действия, поэтому использование структуры развития на базе основ строения духовного тела человека или ее более современной интерпретации (пирамиды Маслоу или Миллмена) – это наиболее точный и надежный подход.
Описанное выше решение по всем четырем пунктам, а также полноценное непрерывное образование длиною и шириною в жизнь с системой мотивации, мы назвали Upshift (Апшифт), как антоним понятию Downshifting. Его можно проиллюстрировать на схеме (рис. 1).
Таким образом выстроенная модель позволяет измерить степень сложности решаемых задач в каждой сфере, определить, на каком уровне находится текущая деятельность в каждой из сфер человека и поставить себе задачи следующего уровня. Это позволит направить ресурсы на дальнейшее развитие вместо бесконечного круговорота от первого к третьему уровням.
Образ будущего
Выпускник средней школы имеет базовые знания правильного питания и физических нагрузок. То есть понимает действие веществ, входящих в состав продуктов, на свой организм и может выбирать продукты в магазине с учетом этого. Понимает влияние физических нагрузок на укрепление мышц и связок; знает, как избежать травм, отдыхать, восстанавливаться, поддерживать мышцы в тонусе, избавиться от гипертонуса, как набрать мышечную массу и избавиться от жировой и т.п. Он попробовал 10-15 видов спорта и определил наиболее подходящие 2-3 для себя. Имеет базовые полезные привычки (зарядка, контрастный душ, прогулки, чтение перед сном и т.п.), умеет сам составить свое расписание.
В части взаимодействия с людьми умеет распознавать и выражать свои эмоции, понимает источники эмоций окружающих и основные правила поведения при столкновении с каждой из них, знаком с основными правилами этикета.
Выпускник вуза в дополнение к предыдущему умеет формировать новые привычки. Имеет один или два любимых вида спорта. Может составить для себя программу питания исходя из доступных в настоящий момент продуктов. Может составить программу тренировок исходя из своих предпочтений и доступных спортивных объектов и снарядов. Умеет выстроить целостные отношения с близкими и коллегами, понимает их потребности и помогает их удовлетворить. Может самостоятельно составить план развития отношений с конкретными действиями. Понимает влияние различных гормонов на свое поведение и знает, как этим можно управлять. Финансово грамотен, имеет свои сбережения и план накоплений. Владеет основными инструментами таймменеджмента.
Работник любой компании регулярно контролирует уровень своих потребностей по принятой классификации, понимает область своего ближайшего развития и имеет цели в каждой из сфер (самореализация, тело, семья, друзья, душа), а также план из конкретных действий, необходимых для достижения этих целей. В каждой из сфер есть доступ к базе знаний, свой наставник и среда единомышленников.
На основании рассматриваемой концепции сформулирована идея создания сетевого многопользовательского программного обеспечения Апшифт.Локации. Получая любую услугу (забег, ресторан, покупка и т.п.), она отражается в личном кабинете, чтобы наглядно показать какие уровни потребностей каждых из сфер достаточно удовлетворены, а каким необходимо уделить внимание, чтобы расти и быть счастливым.
Предприятияимеют классификацию по пирамиде потребностей, которые они удовлетворяют. Любой житель страны может, сопоставляя область своего ближайшего развития с классификатором предприятий, выбрать на карте ближайшее, которое соответствует именно его текущему уровню потребности в любой из сфер.
Например, мне необходимо укрепить отношения с ребенком через совместные эмоциональные переживания. На карте из ближайших могут мне в этом помочь аквапарк или батутный центр (2 уровень сферы Семья.Дети). Аналогично в сфере самореализации, где моя задача – получить навыки в области управления проектами. Через запрос в Интернете (или Приложении) вижу, что эту потребность могут удовлетворить 3 онлайн курса и 2 очных неподалеку от моей работы и дома (также их цены, даты начала и отзывы). Телу после соревнований (3 уровень) требуется восстановление (1 уровень). В этом могут помочь массаж или баня, указанные на карте, или самомассаж с помощью перкуссионного массажера, который можно заказать по ссылке.
На государственном уровне контролируется баланс распределения предприятий по разным уровням потребностей в каждой из сфер, чтобы исключить внешнее влияние на остановку развития населения на определенном уровне. Осуществить мягкое влияние можно через субсидирование или налоговые льготы дефицитных сфер, и дополнительные налоги на избыточные. Минобрнауки РФ в свою очередь ежегодно корректирует программу развития в каждой из сфер. Отдельная служба классифицирует деятельность предприятий по сферам личности и уровням развития (например, на основе базы ОКВЕД), ведет соответствующий реестр (например, на основе базы ЕГРЮЛ).
Для достижение целевого образа и полноценного внедрения системы непрерывного образования требуется детальная проработка и последующая реализация соответствующего проекта, в которой команда Апшифт будет принимать непосредственное участие.