Найти в Дзене
Инженеры о Счастье

Новая концепция образования в РФ

Оглавление

Проблема. Причины. Актуальность

Темпы технологического прогресса и жизни в настоящее время выросли настолько, что система образования не в полной мере успевает за скоростью изменений. Одним из индикаторов этому служит огромное количество частных образовательных программ, появившихся с 2010х годов в России. Люди вынуждены добывать действительно нужные им знания самостоятельно, децентрализовано.

Вместе с тем применимость полученных знаний в образовательных учреждениях далеко не по всем направлениям находится на достаточном уровне. По разным опросам (Rabota.ru, HH.ru, ВЕДОМОСТИ) около 40% россиян работают не по профессии. Очень много специальных знаний, приобретаемых в ходе образования, не используются в дальнейшем в профессии и бытовой жизни (сложные математические зависимости, физические или химические законы, заучивание огромного количества информации, доступного за секунду в смартфонах и т.п.). Безусловно, одна из задач образования, научить самостоятельно искать и осваивать нужные знания, развивать память и мышление, а не только предоставлять полезные нужные знания. Но есть же возможность получать и то и другое, тем самым повысив эффективность образовательного процесса.

На наш взгляд имеются четыре ключевые области для развития:

  1. Низкая степень применимости. Люди тратят примерно четверть (15 лет) своей жизни на получение знаний, из которых им потребуется не более половины.
  2. Только профессиональная направленность. Важнейшие области жизни человека как выстраивание социальных связей (супружеских и родительских отношений), уход и развитие своего тела и души никак не затронуты системой образования. Это приводит к печальной статистике разводов, закладыванию психологических проблем на этапе воспитания в семьях, проблемам со здоровьем физическим или психологическим практически у каждого.
  3. Ограниченность в уровне развития. После выпуска из вуза для многих дальнейшее образование останавливается, и в лучшем случае развитие еще несколько лет продолжается только в профессиональной сфере. В результате к 30 годам в среднем мы имеем значительную потерю мотивации, вовлеченности и интереса к своему делу, а значит и профессиональной эффективности, а значит и ВВП в конечном счете. Одной из наглядных иллюстраций этого является развитие в РФ понятия и движения downshifting, как антонима профессионального роста.
  4. Отсутствует структура развития в каждой из областей. Даже в профессиональной она по сути заключается в формуле: «бери больше, бросай дальше» или чем больше заработок и должность, тем лучше. Вследствие этого успешные люди с высокими доходами и заработками не знают куда направить дальше свой потенциал, что ведет к разочарованию, бессмысленному расходу ресурсов, депрессиям и прочим психологическим проблемам. В остальных сферах (отношения, тело, душа), так как отсутствует само развитие, то и структура, соответственно, также отсутствует.

Это говорит о недостатке основной цели образования - построения капиталистической системы в России с 1990х, создания рабочей силы, генерирующей добавочную стоимость. Это привело к тому, что фокус потребностей населения сместился в область потребления товаров. Образование же должно способствовать непрерывному качественному росту уровня потребностей человека (выживание˂потребление˂достижения˂служение˂творчество˂крупномасштабное влияние и преобразование).

Требуется концепция, которая совместила бы в себе эффективное решение государственных, экономических задач и личностного роста населения, базировалось бы на фундаментальных знаниях, учитывало индивидуальные потребности и современный образ жизни, при этом имело бы унифицированный тиражируемый подход.

Идея решения

С середины 1970-х годов была озвучена и поддержана во многих странах концепция «непрерывного образования». Она состоит из следующих элементов:

1. Образование на протяжении всей жизни (life-long learning education):

a. Обучение длинною в жизнь.

b. Обучение шириною в жизнь.

c. Самомотивация к образованию.

2. Образование взрослых (adult education);

3. Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).

Однако в России в Законе «Об образовании» отражение нашла только часть концепции «непрерывного образования», а именно касающаяся непрерывного профессионального образования в форме повышения квалификации. Остальные принципы не были приняты во внимание, соответственно возник огромный пробел в образовании именно взрослого населения.

Понятие образования длинною в жизнь нам знакомо, однако значение образования шириною в жизнь требует пояснений. Оно подразумевает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности. Многие культуры сходятся в том, что человека определяют четыре составляющие, которые неуклонно следуют за ним в любом возрасте: интеллектуальное, физическое, социальное и духовное. Таким образом система образования должна включать в себя хотя бы в минимальной степени каждое из этих направлений. Это позволит решить первую и вторую проблемы, обозначенные в первой части статьи. В противном случае игнорирование внимания к любой из сфер приведет к проблемам: выгоранию, снижению продуктивности, полноты жизни и, в конечном итоге, счастья.

В интеллектуальной сфере текущая система образования преуспевает, но недостаточно быть только профессионалом своего дела. Для лучшего результата и собственного счастья не менее важно уметь выстраивать отношения с коллегами, друзьями и родственниками. Не зря в России (да и везде, на самом деле) так сильно влияние личных связей – это ресурс не менее значимый, чем профессиональные компетенции. Вовремя и искренне сказанный комплимент способен мобилизовать лучшие качества человека, и наоборот, недостаточное внимание к его личному вкладу может стать источником неожиданных препятствий на пути к результату. Вы никогда не купите своим родителям более дорогой подарок, чем встреча с ними и обсуждение общих тем, совместных воспоминаний. Нет большей ценности для ребенка, чем наличие у него двоих родителей. Тем не менее, часто фокус на профессиональном развитии, росте дохода, становится причиной снижения вовлеченности в семью, и в итоге приводит к разводам и лишает ребенка полноценной семьи. Профессионалы в управлении персоналом в компаниях имеют целый арсенал инструментов повышения вовлеченности сотрудников в достижение целей компании. А в семье кто управляет вовлеченностью? Мы способны совершенно неосознанно продать бесценные богатства своих отношений за прирост 5-10% к своему доходу, вкладывая все больше времени в профессиональное развитие, забирая его у семьи. Молодые пары брошены на самостоятельное обучение искусству совместной жизни и, как правило, разбиваются о первые проблемы, которые по незнанию сами старательно создают. Все это - следствие сбитых настроек ценностей в ходе воспитания.

Полагаем, забота о здоровье тела не нуждается в обосновании важности и иллюстрациях. Недостаточное внимание ведет к появлению проблем со здоровьем, и неизбежно – к потере качества жизни и продуктивности. Здоровье невозможно купить, но его можно не продать за избыточный комфорт или доход.

Включение в программу среднего и высшего образования базовых знаний построения отношений в семье, с коллегами, друзьями, собственным телом и душой, позволило бы избежать описанных выше проблем, существенно снизить уровень конфликтов и заболеваний, и, соответственно, значительно повысить качество жизни и продуктивность.

Решение третьей проблемы и одновременно один из элементов непрерывного образования – самомотивация - можно найти в исследовании американского профессора психологии Михай Чиксентмихайи. В ходе него введено понятие Поток, которое доказывает, что человек максимально продуктивен, когда решает задачи из области ближайшего развития. Постановка слишком амбициозных целей при этом ведет к дистрессу, а недостаточно амбициозных – к депрессии и потере мотивации. И то и другое – контрпродуктивно. Таким образом контролируемое развитие не должно останавливаться или пускаться на самотек после трудоустройства (образование взрослых). Отдельные компании, понимая ценность этого, уделяют большое внимание горизонтальному и вертикальному росту персонала,; создаются корпоративные университеты, но таких компаний единицы, и даже в них программы касаются только части наиболее перспективных сотрудников. На наш взгляд требуется разработка концепции образования, позволяющей личности развиваться как в ходе профессиональной деятельности в сфере саморазвития, так и в не менее важных сферах построения отношений в семье, с коллегами, друзьями, собственным телом и душой, вплоть до пенсии.

Одним из элементов самомотивации к образованию должна быть понятна структура развития. В качестве такой мы предлагаем использовать интерпретацию Маслоу знаний о строении чакр в виде пирамиды потребностей человека или ее аналоги. Если взглянуть на нее сейчас, то можно увидеть, что вершиной достижений в современном обществе считается высокий статус и доход. Хотя это всего лишь третий уровень (см. рис 1), т.е. не более половины пути. Отсутствие знаний о дальнейших ступенях и ооб уровнях вообще, приводит к необъяснимым депрессиям, демотивации и контрпродуктивному применению ресурсов.

К сожалению, знание о чакрах вызывает скепсис, недоверие и отторжение, так как оно дискредитировано не научным подходом изотериков и попросту шарлатанов. Потребности человека – ключевое, что определяет его действия, поэтому использование структуры развития на базе основ строения духовного тела человека или ее более современной интерпретации (пирамиды Маслоу или Миллмена) – это наиболее точный и надежный подход.

Описанное выше решение по всем четырем пунктам, а также полноценное непрерывное образование длиною и шириною в жизнь с системой мотивации, мы назвали Upshift (Апшифт), как антоним понятию Downshifting. Его можно проиллюстрировать на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Upshift (Апшифт) - непрерывное структурированное развитие во всех сферах личности.
Рис. 1. Upshift (Апшифт) - непрерывное структурированное развитие во всех сферах личности.

Таким образом выстроенная модель позволяет измерить степень сложности решаемых задач в каждой сфере, определить, на каком уровне находится текущая деятельность в каждой из сфер человека и поставить себе задачи следующего уровня. Это позволит направить ресурсы на дальнейшее развитие вместо бесконечного круговорота от первого к третьему уровням.

Образ будущего

Выпускник средней школы имеет базовые знания правильного питания и физических нагрузок. То есть понимает действие веществ, входящих в состав продуктов, на свой организм и может выбирать продукты в магазине с учетом этого. Понимает влияние физических нагрузок на укрепление мышц и связок; знает, как избежать травм, отдыхать, восстанавливаться, поддерживать мышцы в тонусе, избавиться от гипертонуса, как набрать мышечную массу и избавиться от жировой и т.п. Он попробовал 10-15 видов спорта и определил наиболее подходящие 2-3 для себя. Имеет базовые полезные привычки (зарядка, контрастный душ, прогулки, чтение перед сном и т.п.), умеет сам составить свое расписание.

В части взаимодействия с людьми умеет распознавать и выражать свои эмоции, понимает источники эмоций окружающих и основные правила поведения при столкновении с каждой из них, знаком с основными правилами этикета.

Выпускник вуза в дополнение к предыдущему умеет формировать новые привычки. Имеет один или два любимых вида спорта. Может составить для себя программу питания исходя из доступных в настоящий момент продуктов. Может составить программу тренировок исходя из своих предпочтений и доступных спортивных объектов и снарядов. Умеет выстроить целостные отношения с близкими и коллегами, понимает их потребности и помогает их удовлетворить. Может самостоятельно составить план развития отношений с конкретными действиями. Понимает влияние различных гормонов на свое поведение и знает, как этим можно управлять. Финансово грамотен, имеет свои сбережения и план накоплений. Владеет основными инструментами таймменеджмента.

Работник любой компании регулярно контролирует уровень своих потребностей по принятой классификации, понимает область своего ближайшего развития и имеет цели в каждой из сфер (самореализация, тело, семья, друзья, душа), а также план из конкретных действий, необходимых для достижения этих целей. В каждой из сфер есть доступ к базе знаний, свой наставник и среда единомышленников.

На основании рассматриваемой концепции сформулирована идея создания сетевого многопользовательского программного обеспечения Апшифт.Локации. Получая любую услугу (забег, ресторан, покупка и т.п.), она отражается в личном кабинете, чтобы наглядно показать какие уровни потребностей каждых из сфер достаточно удовлетворены, а каким необходимо уделить внимание, чтобы расти и быть счастливым.

Предприятияимеют классификацию по пирамиде потребностей, которые они удовлетворяют. Любой житель страны может, сопоставляя область своего ближайшего развития с классификатором предприятий, выбрать на карте ближайшее, которое соответствует именно его текущему уровню потребности в любой из сфер.

Например, мне необходимо укрепить отношения с ребенком через совместные эмоциональные переживания. На карте из ближайших могут мне в этом помочь аквапарк или батутный центр (2 уровень сферы Семья.Дети). Аналогично в сфере самореализации, где моя задача – получить навыки в области управления проектами. Через запрос в Интернете (или Приложении) вижу, что эту потребность могут удовлетворить 3 онлайн курса и 2 очных неподалеку от моей работы и дома (также их цены, даты начала и отзывы). Телу после соревнований (3 уровень) требуется восстановление (1 уровень). В этом могут помочь массаж или баня, указанные на карте, или самомассаж с помощью перкуссионного массажера, который можно заказать по ссылке.

На государственном уровне контролируется баланс распределения предприятий по разным уровням потребностей в каждой из сфер, чтобы исключить внешнее влияние на остановку развития населения на определенном уровне. Осуществить мягкое влияние можно через субсидирование или налоговые льготы дефицитных сфер, и дополнительные налоги на избыточные. Минобрнауки РФ в свою очередь ежегодно корректирует программу развития в каждой из сфер. Отдельная служба классифицирует деятельность предприятий по сферам личности и уровням развития (например, на основе базы ОКВЕД), ведет соответствующий реестр (например, на основе базы ЕГРЮЛ).

Для достижение целевого образа и полноценного внедрения системы непрерывного образования требуется детальная проработка и последующая реализация соответствующего проекта, в которой команда Апшифт будет принимать непосредственное участие.