Для начала определимся: прививка или специфическая вакцинация – это медицинская процедура, целью которой является формирование активной иммунной защиты организма взрослого человека или ребенка, от тех или иных инфекционных болезней.
Что такое вакцинация и ее история
Введение человеку вакцинных препаратов в профилактических целях могут рассматриваться исторически, в качестве первых попыток искусственной «настройки» иммунной системы, для создания адресной индивидуальной невосприимчивости к возбудителям определенных инфекционных заболеваний.
Эта цель достигается за счет очень специфического, своего рода «обучения», иммунной системы человека распознавать микроб или его токсины, и нейтрализовать агрессора.
Сама идея вакцинации родилась, по крайней мере, несколько сотен лет назад, по всей вероятности в древнем Китае и Индии. В ее основе лежали наблюдения за тем, что после заболеваний оспой или чумой, у выживших людей развивалась стойкая невосприимчивость к болезни, предохранявшая их от развития соответствующих заболеваний в течение длительного срока. То же самое было подмечено и при эпидемиях чумы в средневековой Европе – выжившие и выздоровевшие больные приобретали устойчивость к болезни, больше ею не заражались и не болели.
Теоретически вакцинация – весьма прогрессивное и полезное начинание. Однако, идея, и ее практическое воплощение – как правило, далеко не одно и то же. В реальности, все оказывается сложнее и далеко не столь однозначно, как в теории.
Поэтому, сегодня сама идея вакцинации помимо искренних сторонников, имеет достаточно большое число убежденных противников, в том числе, медиков, иммунологов, биологов. Попробуем разобраться – в чем здесь дело.
Побочные явления
Достоверно установлено, что прививки могут индуцировать разного рода нежелательные побочные реакции, вплоть до серьезных нарушений здоровья, инвалидизации и смертельных исходов. Серьезные осложнения встречаются очень редко.
Тем не менее, такие случаи – реальность и сбрасывать со счетов даже единичные случаи поствакцинальной гибели или инвалидности недопустимо.
Аутоиммунные болезни и аллергии
Предположительно, хотя это и не доказано наверняка, именно с массовым распространением профилактических прививок, ряд специалистов связывают негативные тенденции в состоянии здоровья населения развитых стран. Таких, как широкое распространение аллергических и аутоиммунных заболеваний, отмечаемое в последние 30-40 лет.
Длительность сформировавшегося иммунитета
Однократно перенесенные детские болезни обычно оставляют стойкий, чаще всего пожизненный иммунитет, а вакцинация трех- или более кратная, например, против краснухи или кори, позволяет создать невосприимчивость к этим болезням приблизительно на 5-15 лет.
В результате, многие девочки, получившие весь набор детских прививок, ко времени замужества и беременности имеют реальный шанс вновь заболеть краснухой со всеми вытекающими негативными последствиями для плода, чего не случилось бы, если бы они сами переболели в детском возрасте.
Известно, что свинка (паротит), перенесенный юношами, нередко - ранее привитыми, в пубертате или после пубертатного периода, может осложняться мужским бесплодием, чего почти не случается, если болезнь перенесена в раннем детском возрасте.
Повышается риск развития диабета
Многие вакцинные вирусы и бактерии выращиваются на искусственных средах с добавлением телячьей сыворотки, основным белковым компонентом которой является, так называемый, бычий сывороточный альбумин (БСА).
Недостаточно полная очистка вакцинного препарата от БСА, а высокая очистка - весьма дорогое удовольствие, может вызывать подъем синтеза антител к БСА у привитого ребенка или взрослого. Одновременно, у вакцинируемых нередко наблюдался стойкий подъем синтеза антител к инсулину, так как в структуре молекул БСА и инсулина есть сходные участки.
В результате, у части вакцинированных детей может оказаться повышенным риск развития инсулинозависимого сахарного диабета. Характерно, что в последние полвека регистрируется прогрессивный рост частоты заболеваемости сахарным диабетом. По мнению некоторых исследователей, одной из причин этого является массовое внедрение разных видов профилактических прививок с применением не очень качественных вакцин.
Имеются и другие сообщения о корреляциях между массовой профилактической вакцинацией и ростом частоты эпилепсии, энцефалопатии, демиелинизирующих заболеваний, аутизма, артритов, болезней почек и некоторых других.
Почему же, казалось бы, такое, по сути, благое мероприятие, как профилактические прививки, нередко оказывается недостаточно эффективным или даже может нанести ущерб здоровью вакцинируемого?
Для понимания сути вопроса рассмотрим проблему чуть глубже. Мы не будем затрагивать вопросов качества вакцин, например, полноты их очистки от потенциально опасных примесей, типа БСА – это вполне устранимые технические проблемы. Рассмотрим лишь индивидуальные формы реакции на прививки.
Индивидуальные формы реакции на прививки
Во-первых, следует понимать, что любая прививка – это внесение в организм вакцинируемого ослабленных или убитых возбудителей инфекций (микроорганизмов), их антигенов или аналогов таких антигенов. Причем, в настоящее время процедура вакцинации осуществляется без учета индивидуальных особенностей реагирования иммунной системы конкретного ребенка или взрослого на тот или иной антигенный препарат.
Тех особенностей реагирования, которые зависят от индивидуальных наборов генов гистосовместимости (МНС), имеющихся у каждого и обеспечивающих нашу иммунную индивидуальность. Здесь-то, в основном, и «зарыта собака».
Мы знаем, что любые парентерально вводимые антигены, не обязательно инфекционные, а, например, лекарства, пищевые продукты и иные ксенобиотики, могут вызывать серьезные расстройства здоровья, например, аутоиммунные заболевания, у определенной части лиц – так уж устроена их иммунная система.
Известно, что один человек, укушенный пчелой, через 2 дня забудет об этом эпизоде, а другой может и умереть – различия же в реагировании на попадание в организм микроскопических количеств антигенов пчелиного яда кроются в индивидуальных особенностях иммунной реактивности обоих лиц.
К сожалению, такого рода индивидуальные особенности, способные привести, например, к развитию рассеянного склероза у части вакцинируемых, пусть даже очень малой части, никак не учитывается при назначении тех или иных прививок – пока это технически невозможно.
Во-вторых, при проведении массовых вакцинаций населения никак не учитываются динамические изменения индивидуальной иммунной реактивности. А вот это как раз вполне возможно и, более того, необходимо учитывать! Иммунологам хорошо известно: если иммунизация (вакцинация) производится на фоне неспецифической активации иммунной системы – риск стойких патологических изменений в иммунной системе и в организме в целом многократно возрастает.
Что такое неспецифическая поликлональная активация иммунной системы? Насколько часто она встречается?
Любой воспалительный процесс в организме - зубы болят, холецистит обострился, наступил человек на ржавый гвоздь и т. п., любое острое инфекционное заболевание, обязательно сопровождаются транзиторным, длительностью от нескольких дней до нескольких недель, повышением активности многих клонов специфических клеток иммунной системы – лимфоцитов.
В том числе, так называемых «аутореактивных» лимфоцитов. Аутореактивные лимфоциты весьма важны для регуляции множества физиологических процессов, а также для уборки «мусора» – т. е. для «очистки» организма от постоянно образующихся вредных продуктов обменных процессов и отмирающих клеток. Принципиально важно, чтобы активность аутореактивных лимфоцитов сохранялась в достаточно жестких временных и количественных рамках. В противном случае физиологическая аутореактивность может трансформироваться в аутоиммунную агрессию.
Пример: длительная избыточная продукция лимфоцитами аутоантител к компонентам мембран клеток ведет к развитию антифосфолипидного синдрома, сопровождающегося тромбозами сосудов разных органов, инфарктами, выкидышами.
Если же вакцинация производится на фоне уже имеющейся неспецифической активации множества клонов лимфоцитов – это влечет за собой риск трансформации умеренной и кратковременной (безопасной) активации аутореактивных лимфоцитов в патологическую и стойкую. Что чревато развитием самых разных, в том числе весьма серьезных заболеваний аутоиммунной природы - вплоть до рассеянного склероза, антифосфолипидного синдрома, гломерулонефрита и т. д.
Как раз этот аспект проблемы, сегодня может и должен (!) быть контролируемым. Увы, по недостатку иммунологических знаний, умения и оснащенности – мало кто из врачей, профессионально занимающихся профилактическими прививками, принимает во внимание этот немаловажный фактор риска.
Подведем итоги
Без всякого сомнения – вакцинация – очень перспективный подход, который найдет важное место в медицине будущего. Сегодняшнее состояние программ по массовой вакцинопрофилактике вызывает ассоциации с авиаперелетом: лететь надо, а не хочется - шансы упасть очень не велики, однако, не равны нулю.
- Для получения и применения по настоящему эффективных и безопасных вакцин нам необходимо гораздо больше знаний и опыта.
- Необходимо, чтобы производство и состав вакцинных препаратов, контролировались с большей тщательностью, а врачебный персонал в массе своей был существенно лучше, чем сегодня, знаком с общими и частными вопросами теоретической иммунологии и владел навыками их практического применения.
- Важно понимать, что сегодня мы не в состоянии надежно предсказывать индивидуальные особенности реакции организма на введение той или иной вакцины – для этого надо обладать практически недоступной сегодня дополнительной информацией (в первую очередь, об индивидуальной МНС-зависимой регуляции иммунного ответа у вакцинируемого).
В тоже время, некоторые важные моменты учитывать не только возможно, но и необходимо. Например, очевидно, что уже существующие способы оценки уровня активности иммунной системы - например, методы группы ЭЛИ-Тест, должны широко и в обязательном порядке применяться перед проведением вакцинации.
Выявление признаков повышения активности иммунной системы, должно служить основанием для временного отвода от любых прививок. Это позволит исключить пусть не все, но основные (по количеству) поствакцинальные осложнения.
Следует помнить, что любая вакцинация – это весьма серьезное и многогранное воздействие на организм человека в целом, приводящее к многомесячным биохимическим и иммунологическим перестройкам, затрагивающим разные органы и системы тела.
На эту тему имеется множество научных публикаций. Эти перестройки могут сопровождаться не только пользой, но и приносить вред. Поэтому, в каждом конкретном случае нелишне взвесить соотношение между риском серьезно пострадать от того или иного заболевания (с учетом его популяционной распространенности, современными возможностями лечения, частотой и тяжестью осложнений) и риском пострадать от последствий самой профилактической вакцинации.
- Вероятно, было бы разумно пересмотреть существующую стратегию, отказавшись от профилактического вакцинирования детей против ряда болезней, которые не являются по настоящему опасными, и которыми клинически предпочтительнее переболеть в детстве, чем в зрелом возрасте.
- Представляется разумным отменить обязательную вакцинацию теми препаратами, профилактическая эффективность которых оказалась достаточно невысокой (т. е. теми, которые оказались неспособны создать длительного напряженного иммунитета). При сегодняшней практике вакцинирования миллионов, только эти меры позволят избежать тысяч поствакцинальных осложнений и сэкономить крупные суммы бюджетных средств.
- Наконец, если исходить из современных знаний об этапах формирования и созревания системы иммунитета у плода и ребенка – любые формы активной вакцинации новорожденных и детей до 6-месячного возраста, т. е. с функционально незрелой системой иммунитета, представляются мало оправданными.
Для создания специфической противоинфекционной резистентности у детей в возрасте до 6-12 месяцев, вероятно, более разумно вакцинировать не ребенка, а будущую мать - ориентировочно за 8-12 месяцев до планируемой беременности.
Этот вывод следует из данных о том, что индивидуальные особенности иммунитета матери , но не отца, эффективно «запечатлеваются» формирующейся иммунной системой плода - феномен материнского иммунного импринтинга – иммунная система ребенка на месяцы, а иногда и годы сохраняет особенности иммунитета матери – как «хорошие», так и «плохие».
Поэтому, если ко времени беременности у матери имеется или направлено создается устойчивость к дифтерии, столбняку или полиомиелиту – эти же особенности в значительной степени будут сохраняться и у ребенка.
Естественно, что подобные подходы к опосредованной материнским организмом «вакцинации до рождения», требуют тщательной экспериментальной проработки.