На прошлой недели марка Cadillac представила свой первый серийный электромобиль - кроссовер Lyriq, который поступит в продажу в 2022 году. пикантность этой новости заключается в том, что в начале прошлого века именно Cadillac уничтожил все электромобили на свете.
Сейчас уже не все об этом помнят, но электрические автомобили появились даже раньше бензиновых. В конце 19-го и начале 20-го веков их выпускалось весьма много, а мысль о том, что именно ДВС станет доминировать под капотом, активно оспаривалась.
Главным недостатком электромобилей тогда был малый запас хода, который составлял несколько десятков километров на одном заряде. Однако учитывая, что хороших загородных дорог еще не было и люди на машинах ездили от дома на работу, это не было критичной проблемой.
Зато преимуществ у электрокаров, как казалось, было куда больше. Они были тише, до поры до времени быстрее, а главное легче в использовании.
Как тогда водили бензиновые машины? Чтобы начать движение, вам надо было открыть капот, открыть топливный кран, подкачать ручным насосом топливо в карбюратор, затем взять металлический ручной стартер, подойти спереди, вставить его в отверстие в машине, нагнуться и с большим усилием провернуть и завезти двигатель.
А потом сесть за руль и орудуя тремя педалями и минимум одним рычагом пытаться совладать с коробкой передач и сцеплением.
Иное дело электромобиль. Подошел, вынул шнур из розетки, щелкнул тумблером и сразу поехал.
Не удивительно, что электрокары были особенно популярны среди женщин. Что уж говорить, если сам Генри Форд купил своей жене именно электромобиль!
Но вот в 1912 году дебютирует новая модель Cadillac 30 - первый в мире бензиновый автомобиль с электростартером! Больше стоять в неудобной позе и вращать ручной стартер не нужно!
Это стало первым из трех ключевых гвоздей в крышку гроба тогдашних электромобилей был вбит.
Однако электромобили сразу не исчезли, благо суета с переключением передач у бензиновых машин все еще продолжалась. Что говорить, если в знаменитом романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна" главная героиня Розмэри Спирс путешествует по Лазурному берегу со своей матерью именно на электрокаре. А это книга 1934 года!
Но в 1939 году концерн General Motors представляет первую в мире серийную автоматическую коробку передач, которая предназначена для автомобилей Oldsmobil и Cadillac. Это второй гвоздь в крышку гроба электромобилей.
Ну а третьим гвоздем стала политика американского президента Франклина Рузвельта. Возглавив страну в годы великой депрессии, он в рамках борьбы с безработицей организовал крупномасштабное строительство автомагистралей. В Америке появилась возможность путешествовать на автомобиле на дальние расстояния, что для тогдашних электромобилей было непреодолимой трудностью. И к сороковым годам прошлого века они окончательно исчезли.
Сейчас электромобили переживают второе рождение. Но это совсем другая история.