Найти тему
Radio-любитель

Двунаправленное управление двигателем постоянного тока

Всем здравствуйте. Схемы управления двигателями постоянного тока чаще всего выполняются с использованием широтно-импульсной модуляции. Преимущество — стабильный крутящий момент и практически полный диапазон регулирования от 0 до максимальной скорости. Режим переключения также предъявляет более низкие требования к охлаждению силовых ключевых элементов.

В этой схеме также используется принцип ШИМ. Обычные контроллеры имеют потенциометр для регулирования скорости, а переключение направления вращения выбирается отдельным переключателем. В этой конструкции используется только один потенциометр. Среднее положение соответствует нулевой скорости, и при повороте в одну или другую сторону двигатель начинает вращение в нужном направлении. В крайних положениях потенциометра скорость максимальная. Принципиальная схема этого регулятора представлена на рисунке.

Схема управления двигателем постоянного тока
Схема управления двигателем постоянного тока

Схему регулятора можно разделить на четыре основные части. IC1A определяет напряжение от бегунка управляющего потенциометром P1 и с помощью IC1B сдвигает выходной уровень постоянного тока генератора треугольной формы. Этот сигнал поступает на компараторы на операционных усилителях IC1C и IC1D.

На выходах обоих компараторов установлена ключи на MOSFET-транзисторах IRFZ44 и IRF4905. Двигатель постоянного тока подключается к центру к клеммной колодки K1. Поскольку двигатель и схемы управления имеют общий источник питания, схему можно использовать с напряжением примерно до 30В. Максимальный ток транзисторов IRFZ44 составляет 50А, но ток, проходящий через двигатель, скорее будет ограничен конструктивной особенностью и допустимой нагрузкой на печатной плате. Его можно увеличить, припаяв к дорожкам более толстый провод тем самым увеличить пропускной ток.

Схема контроллера выполнена на двухсторонней печатной плате размером 50х50 мм. Расположение компонентов на печатной плате показано, а также разводка показаны на рисунке.

Расположение компонентов на печатной плате
Расположение компонентов на печатной плате

Печатная плата вид сверху
Печатная плата вид сверху

Печатная плата вид с низу
Печатная плата вид с низу

Описанная схема имеет преимущество перед классическими только в одном элементе управления, который мы используем для управления как скоростью, так и направлением вращения. Выходной каскад на мощных транзисторах позволяет подключать более мощные двигатели, единственное ограничение — максимальное рабочее напряжение. Вот коротко и все.

-5