География русской сказки детально прописана – хоть и довольно зыбка: то лес оказывается за рекой Смородиной, а то – возле Синего моря. Но это и не удивительно – в сказке все переменчиво и нацелено на то, чтобы герой смог преодолеть препятствия и проявить нестандартное мышление. Сказочная география – часть квеста, который должен пройти Иван-царевич или несчастная падчерица.
В сказках и былинах течет река Смородина – и берега ее вовсе не заросли ароматными кустами. Само название произошло от древнерусского слово “смород”, означавшего сильный запах. Даже ягодные кусты были так названы из-за сильного аромата листьев. Со временем слово стало обозначать исключительно неприятные запахи – смрад.
Река Смородина – гиблое место былин и сказок, где людей ожидает верная смерть.
В сказке «Буря-богатырь» говорится, что река Смородина находится неподалеку от моря синего и течет она в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Иногда сказка уточняет, что в Смородине течет огненная вода, а волна поднимает вверх языки пламени.
Через реку Смородину перекинулся Калинов мост. И вновь нам предстоит удивиться. Сделан он вовсе не из красной калины, а раскален до красного цвета.
Река-то Смородина пламенем пышет, вот мост Калиновый и пышет жаром и красным горит.
Иногда, правда, сказки говорят, что Калинов мост сделан из меди, которая также раскалена докрасна.
Река Смородина и Калинов мост – это испытания, которые должен преодолеть герой, поскольку на мосту, как правило, и происходит основное сражение со Змеем о двенадцати головах.
В сказках не так много волшебных гор. Вернее, всего три-четыре их там высятся – Царь-гора, Святая и Хрустальная.
Хрустальная гора переливается она на солнце, но мертва она – и скрывается в ее недрах змей о двенадцати головах.
Царь–гора стоит на море-окияне, на острове Буяне. На той горе растет дуб-стродуб или лежит заповедный камень.
В былинах и «родственных» им сказках есть и Святая гора, на которой живет богатырь Святогор.
А А.Н. Афанасьев включил в свое собрание сказку "Золотая гора», на которой погибло 99 молодцев. А сотым стал злодей, который и посылал на верную погибель богатырей.
В русских сказках есть загадочное тридевятое царство-тридесятое государство.
Там случаются чудеса, и именно туда направляет своего коня герой сказки, чтобы добыть себе невесту и заполучить волшебные предметы.
Из «Сказки о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» мы читаем, что царство то обнесено каменной стеной, на которой натянуты струны. Никто не может через них перескочить. А если попробует – заденет те струны всенепременно – и загудят они, заиграют, колокола во всю мощь зазвонят, и стража сбежится – и возьмет в плен нарушителя границы.
Иногда вокруг царства течет та самая Смородина Смрадная. И через нее в сказке «Заколдованная королевна» Иван-царевича переносит Гриб-птица.
А иногда по ней плавает паром, как в сказке «Марко Богатый и Василий Бессчастный».
Правит тридесятым государством то змей, который крадет красных девиц, то просто могущественный царь, а то Елена-царевна (как в сказке о Семи Семионах).
Герой никогда не остается в том царстве-государстве – а непременно возвращается домой.
И путь его часто лежит через волшебный лес. Потому что именно за ним и располагается иной мир — тридесятое царство.
Лес — место многих загадочных приключений героя, место свершения им подвигов. С древних пор люди верили, что в лесу живут могущественные и сверхъестественные существа – например, Соловей-разбойник.
В лесу прячется дом злой колдуньи, в лесу же находится потусторонний замок, на краю леса стоит избушка бабы Яги.
Пройти по зачарованному лесу нелегко – везде героя подстерегают опасности, преодолеть которые ему помогают сказочный навигатор – клубок – и волшебные помощники.
Лес – место для сокрытия преступлений и пленения невинных героев.
Он покоряется только сильным, смелым и чистым духом.
У опушки волшебного леса течет медовая ил молочная река с кисельными берегами. Это символ богатства и достатка, о котором мечтал русский народ.
В такую реку иногда превращает Василиса Премудрая себя и мужа, убегая от царя земли иноверной.
Самая известная молочная река течет в сказке «Гуси-лебеди» и спасает сестричку с братцем, убежавших от бабя Яги. Послала Яга за беглецаить в погоню гусей-лебедей. А девочка поела «простого киселька речного» - река и у укрыла ее под бережком. Гуси-лебеди не увидали, мимо пролетели.
А вот одно из самых загадочных и красивых мест в волшебном лесу - это болото.
Днем на солнце поверхность его блестит, как зеркало, опасно оно – манит в свои глубины. Заросшие берега часто похожи на зеленый луг, а вечерний туман дурманит сознание заблудшего прохожего.
Есть в болоте хозяин – болотник.
Иногда герой в качестве задания должен очистить болото и превратить его в чистое лесное озеро.
А в сказке «Мужик и царева дочь» рассказывается о помощи болотного жителя герою. Помог молодой парень лягушке – спас ее – и она не превратилась в царевну, как можно было бы ожидать, а стала ему помогать: привела его на болото, а там – в яме сидит старик старый. Велела лягушка снять с его руки перстень. Парень так и сделал – вышел на зарю, передел перстень с руки на руку и пожелал чего хотел – все и исполнилось.
Есть в сказках и синее море – стоит на нем остров Буян.
На берегу море-океана живут в избушке старик со старухою. Есть такая народная сказка «Золотая рыбка», которая начинается словами: «на море на океана, на острове на Буяне, стояла небольшая избушка, в той избушке жили старик со старухою. Жили они в великой бедности, пока не сделал себе старик сеть и не стал ходить на море да рыбу ловить».
Есть на море и другие чудеса – там волшебный помощник в сказке «Принеси то – не знаю что» делает для Федота-стрелка островок с золотой беседкой.
И в воды синя моря пускают в засмоленной бочке Емелю дурака с царской дочерью.
Остров Буян русских сказок красив – крутые у него брега и все корабли стремятся к нему пристать.
Но часто ждут их там чудеса – в сказке "Иван Быкович и Белый Полянин" говорится: «на море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый…»
На острове хранятся волшебные вещи – при помощи которых герой проходит все испытания.
Подземный мир в сказке делится на три царства царства — медное, серебряное и золотое.
В сказка о трех царствах отправляются три брата на поиски украденной царевны, спускаются под землю и сражаются с карликами и змеями.
Три героя находят себе невест – царевен подземных царств, но старшие братья предают младшего Ивана, и тому приходится самому выбираться на землю, и он вылетает наверх на волшебной птице.
Благодаря Павлу Бажову, мы знаем о существовании в уральских сказках пещерного мира, в котором правят Малахитница (Медной горы Хозяйка), которая может превращаться в ящерку-змейку, и Великий Полоз – повелитель всех ползучих гадов.
Полоз и Хозяйка обладают несметными богатствами – драгоценными каменьями и златом.
Многие приходят в Малахитовую гору в надежде обогатиться, но большинство остается в царстве подземном, потому что отпускает Хозяйка наверх только людей некорыстных и чистых душою. А таких приходит к ней мало.
Уральские сказы – более поздние, чем другие «виды» русских сказок, поскольку они – «произведения» горнозаводской цивилизации.
(с) Наталия Будур
Из книги: Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»