Как грамотно вписаться в будущую, посткоронавирусную экономику
На днях в "ГА" был опубликован материал, в котором мы начали разговор относительно структуры армянской экономики в посткоронавирусный период: в частности, уцелеют ли, пройдя через горнило COVID-19, все отрасли армянской экономики, как быстро они восстановятся и какие из них получат шанс на быстрое развитие, а от каких придется отказаться? Сегодня продолжение важной темы…
СЕГОДНЯ ВАЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ, КАК АРМЯНСКАЯ ЭКОНОМИКА будет выглядеть после пандемии, сможет ли вернуться к исходному виду, пусть и потеряв несколько процентов роста. Однако на фоне того, что в частном секторе остается все меньше и меньше компаний, которые смогут конкурировать в будущем мире, правительство само должно инициировать и направлять экономику в сторону трансформационных процессов. Тем более что после пандемии многим хозяйствующим субъектам понадобятся немалые инвестиции для перевода бизнеса на посткризисную модель. Но откуда взять денег?
С учетом того, что правительству Пашиняна за два с лишним года ясно дали понять, чтобы на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) нынешняя власть не рассчитывала, остается полагаться на государственные, бюджетные инвестиции. Но здесь вновь может остро встать проблема нарастающего государственного долга, тем более что в ближайшие 2-3 года наполнение доходами бюджета государства окажется в ряду трудноразрешимых задач. И как долго сможет продержаться казна, если катаклизмы, подобные вспышкам COVID-19, начнут повторяться? Очевидного ответа тут нет.
Однако при любом раскладе правительство может дать толчок развитию тех сфер экономики, которые будут востребованы всегда, хоть при экстремальных ситуациях, хоть в обычные времена. И эти импульсы можно подавать посредством стимулирования более или менее масштабных и дальновидных программ капитального строительства.
На деле мы пока видим широко рекламируемые правительством работы по асфальтированию дорог и решению других "неотложных программ" регионального развития. Но речь в данном случае не о них. За 2,5 года кабинет Пашиняна не смог генерировать ни одного крупного целевого инвестиционного проекта наподобие, скажем, строительства грузового терминала в аэропорту "Звартноц" или 5-го блока Разданской ТЭЦ, уже не говоря о строительстве газопровода Иран - Армения. Все эти и другие программы, напомним, периодически осуществлялись в прошлом.
НА НАШ ВЗГЛЯД, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ГРАМОТНО ВПИСАТЬСЯ В МИРОВУЮ посткоронавирусную экономику, необходимо в первую очередь обратить внимание на химическую промышленность Армении, продукция которой всегда востребована на мировом рынке, несмотря ни на какие кризисы. Вообще мало какая страна в мире, располагающаяся на столь небольшой территории, имела столь развитую химическую промышленность, как Армения: целых 19 предприятий, среди которых такие мощные, как "Наирит", шинный завод, "Поливинилацетат" и др. Многие из них на сегодня утрачены навсегда, но много чего и осталось.
В связи с этим правительству необходимо инициировать на принципах государственно-частного партнерства создание, к примеру, совместно с Ираном мощного нефтеперерабатывающего завода в Капане и любой ценой реанимировать старейший медеплавильный завод в Алаверди. Эти предприятия обеспечат нашу страну стратегическими товарами, в результате чего в одном случае не надо будет тратить колоссальные финансовые ресурсы на импорт в республику бензина и дизтоплива, а в другом - подумать о продолжении технологической цепочки, связанной с производством чистой меди (кабели, провода, электродвигатели, станки).
Каучук, меламин, аммиак, аммиачная селитра, мочевина, разнообразные формовочные изделия из резины для автомобилей (сальники и проч.), "подушки" для мощных генераторов АЭС, ацетилен, химволокно, жгут для сигаретных фильтров, каустическая сода, латексы, сода, карбид кальция и многое-многое другое - все это в республике когда-то производилось, но можно же что-то сегодня восстановить. Было бы желание!
Есть также необходимость в переоборудовании системы пищевой промышленности, особенно в быстром обновлении современными технологическими устройствами и линиями множество наших предприятий по производству томатов, минеральных вод, абрикосовых, ореховых и других натуральных соков. Наши собственные сырьевые ресурсы для этого практически беспредельны и в случае грамотной организации рекламно-маркетинговой кампании способны принести немалую валютную выручку. Неужто в этом вопросе нет необходимости в господдержке?
ДУМАЕТСЯ, СЛЕДУЕТ ТАКЖЕ СЕРЬЕЗНО ВЗЯТЬСЯ за восстановление и развитие нашей радиоэлектронной промышленности (научная мысль и дешевая рабочая сила) - иначе через несколько лет это станет практически неразрешимой задачей. Кроме того, исходя из насущных задач по наполнению внутреннего сельскохозяйственного рынка и нужд индивидуальных крестьянских хозяйств следовало бы приобретать эту сельхозтехнику исключительно за счет беспроцентных кредитных ресурсов и предоставлять ее сельчанам. Отечественное машиностроение основной акцент должно ставить именно на развитии сельхозтехники и инвентаря, мини-станков, комплектующих и деталей.
Нам надо постараться увеличить экспорт в 10 раз - только тогда мы придем к уровню среднеразвитой страны. А если еще иметь в виду, что в Армении уровень экспорта практически равен бюджету страны (и так, с небольшими отклонениями, было все 30 лет независимости!), то в этом случае мы будем иметь и госбюджет на порядок больше нынешнего! Словом, экспортом следует наконец заняться вплотную и по-серьезному. Министерство экономики РА должно работать по конкретным целевым экспортным программам: медь-молибден, золото, цветные металлы, алмазы-бриллианты, коньяк; возможно, мрамор, стройматериалы и т.д. То есть это ведомство должно ставить в этом плане конкретные задачи и добиваться их решения.
Ашот АРАМЯН
https://golosarmenii.am/article/92115/ximiya-eksporta-i-importozameshheniya