В последние годы мы наблюдаем, как большие и сильные компании на рынке новостроек вытесняют средние и маленькие. Особенно этому процессу способствует переход рынка на проектное финансирование и продажу по эскроу-счетам. Приведет ли это к качественному изменению рынка? Какие последствия будет иметь этот процесс для потребителей? Эти вопросы мы задали Ксении Юрьевой, коммерческому директору группы «Родина».
Что происходит на рынке в этом плане, по вашим наблюдениям?
Тенденция к монополизации прослеживалась на столичном рынке недвижимости еще до изменений в законодательстве о долевом строительстве и эпидемии коронавируса. На протяжении нескольких лет большая доля сделок стабильно приходится на ряд крупных проектов.
Переход на проектное финансирование и эскроу-счета актуализировал этот тренд: мелкие компании были вынуждены уйти с рынка и продать земельные участки крупным игрокам, либо заручиться поддержкой авторитетного партнера для реализации проекта.
Текущая экономическая ситуация, безусловно, может стать дополнительным стимулом к монополизации рынка.
В целом мы видим, что динамика выхода новых проектов заметно снизилась. В Большой Москве вышло 20 проектов в 1 полугодии 2020 года – против 27 проектов в 1 полугодии прошлого года. То есть снижение составило 26%.
В «старой» Москве за шесть месяцев 2020 года вышло 17 проектов, что на 35% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (26 проектов). Таким образом, столичный рынок практически отброшен к показателям 2012-2013 гг. Напомню, тогда в год выходило всего около 40 новых проектов.
Действительно ли банки предпочитают работать только с крупными застройщиками?
Банки заинтересованы в финансировании высоколиквидных проектов с минимальными рисками, поэтому они неохотно сотрудничают с неопытными застройщиками. Получить отказ могут в том числе и «старожилы» рынка, которые не смогли разработать эффективную финансовую модель.
Именно поэтому небольшие компании ищут авторитетного партнера, который сможет поручиться за успех проекта. Не случайно на отечественном рынке появился такой инструмент, как франшиза крупного девелопера. В частности, данную услугу предлагает ГК ПИК, на которую приходится около трети предложения массового сегмента в Москве.
Не приведет ли монополизация рынка к качественному ухудшению качества концепции и строительства?
Конкуренция – это движущая сила развития рыночной экономики, механизм отбора самых эффективных и жизнеспособных решений. Каждый раз, когда рынок недвижимости выходил на новый качественный уровень, речь шла именно о соперничестве застройщиков.
Стоит вспомнить кризис 2014-2015 гг., когда девелоперы в борьбе за покупателя стали конкурировать на уровне идей.
В результате в массовой сегмент проникли атрибуты дорогостоящего жилья: индивидуальная архитектурная концепция, расширенная линейка планировок, продуманное благоустройство и многие другие «фишки», прочно закрепившиеся на рынке.
Поэтому серьезная монополизация рынка, на мой взгляд, может вылиться в стагнацию отрасли и препятствовать появлению креативных решений.
Застройщик удивился, когда квартиры в небоскребе раскупили семейные пары
Московский неликвид: как его все-таки продать. Советует эксперт
Меня переселили из хрущевки. Рассказываю о качестве строительства нового дома
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости