Найти тему

ПОЛЬ СЕЗАНН, КАК ЗЕРКАЛО КУКОЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая статья НЕКУКОЛЕЙ

Оглавление

Уважаемые читатели и зрители канала!

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую статью арт-дуэта НЕКУКОЛИ - Лии Поздняковой и Вадима Мартина.

Поль Сезанн, как зеркало кукольной революции

"Лично мы не любим творчество Поля Сезанна.

НО!

Весь живописный и искусствоведческий мир объявил его гением, и при произнесении имени Сезанн все буквально заходятся от восторга.

ПОЧЕМУ?

Разве «Большие купальщицы» не походят более на трехдневных утопленниц, нежели на живых женщин? Разве стол с фруктами, нарисованный как бы со всех сторон, не есть издевательство над классическим натюрмортом?

Поль Сезанн "Большие купальщицы"
Поль Сезанн "Большие купальщицы"
Поль Сезанн "Натюрморт с корзиной фруктов"
Поль Сезанн "Натюрморт с корзиной фруктов"

Да, Сезанн был законченным неврастеником и хотел от живописи невозможного, как, впрочем, и импрессионисты. Только импрессионисты хотели уловить и запечатлеть на холсте единый миг окружающей натуры, а Сезанн хотел, чтобы зритель видел натуру во все времена её существования. И осенью, и летом, и на закате, и под дождём – всё единовременно. Он бился над тем, чтобы фрукты можно было увидеть со всех сторон одновременно, сразу, что, в принципе, нереально.

Но это только поверхностное впечатление. На самом деле то, к чему он стремился не может сформулировать никто. Даже он сам. Достаточно почитать его письма к сыну, чтобы убедиться, что за его словами о цели его творчества скрывается туманное «нечто». И он бился как одержимый над этой ему только ведомой и видимой задачей.

И что же в результате? Основную его идею, по большому счёту, уловили не все. Даже художники и те восприняли всего лишь формальную сторону его живописи.

НО СЕЗАНН СОЗДАЛ ПРЕЦЕДЕНТ, КОТОРЫМ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДРУГИЕ ХУДОЖНИКИ

Вот почему понятие «сезаннизм» есть, а, допустим, «гогенизма» нет. И «лотрекизма» нет, хотя и Гоген и Тулуз-Лотрек тоже гениальны.

Заслуга Сезанна, говорят нам искусствоведы, в том, что он уничтожил живопись в прежнем её понимании. Сильно сказано, но это так. С другой стороны, чтобы в то время затоптать прежние нормы искусства много и стараться не надо было. На тот момент привычная живопись (а академическая и подавно) зашла в тупик. Все изобразительные средства уже были открыты и практически исчерпаны. Требовалось нечто принципиально новое!

Однако, сам Сезанн не хотел уничтожать живопись. Он просто хотел писать, так, как ему представлялось правильным, и умер, не дожив до торжества «сезаннизма». Но его картины появились очень кстати в тот момент, когда художники пытались найти выход из тупика.

И в первую очередь мы должны сказать спасибо Пабло Пикассо. Это он уловил тенденции Сезанна и начал творчески их применять. Вначале они вместе с Браком изобрели кубизм. А потом он написал «Авиньонских девиц» и утвердил «сезаннизм», так сказать, де юре. Теперь, глядя на этот яркий пример, художник понимал, что у него есть выбор – изображать красоту или изображать уродство. Теперь стало можно писать, как угодно, вообще отринув все прежние правила.

Ведь в действительности дело не в картине, а в свободе.

В СВОБОДЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

А ещё художники решили так: обычная живопись изображает мир внешний, но с ней покончено. А раз так, то мы будем изображать мир внутренний. Чей? Да художника же! (Как будто кому-то есть дело до его внутреннего мира!) Что он такое, по сравнению с тем, что он создал?! «Автор – ничто, произведение – всё!», говорил Флобер.

И КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К КУКЛАМ?

Самое непосредственное.

Мы сейчас находимся на очень интересном этапе развития кукольного искусства. Очень легко провести аналогию с историческим процессом, происходившим в живописи начала ХХ века.

Сперва была кукла игровая, ритуальная, словом, утилитарная.

Потом она была подвидом декоративно-прикладного искусства.

А уже совсем недавно изготовление кукол стало направлением изобразительного искусства. И теперь искусство куклы подчиняется всеобщему закону развития любого искусства: взлёты – падения, кризисы стилей, рождение нового, эпигонство. Бегло взгляните на историю изобразительного искусства, сравните с историей искусства кукольного и это станет очевидно. То же самое, только во много-много раз быстрее.

А начиналось всё примерно 30 лет тому назад.

Вначале была классическая антропоморфная кукла. И все ориентировались на неё. Все стремились к тому, чтобы в конечном итоге создать барышню – копию человека с усреднённо-прекрасным лицом и в роскошном платье. Это вполне можно назвать Академическим искусством.

Маргарита Иванова "Мартина"
Маргарита Иванова "Мартина"

Позже появились отклонения от Идеала, что не удивительно, поскольку кукла попросту предполагает гораздо больше материалов, из которых её делают. Есть ведь кукла чулочная, есть деревянная, а есть из папье-маше, и т.д. Каждый материал диктовал свои отклонения от незыблемых идеальных норм красоты. Но с этим мирились, понимая специфику процесса.

И, как и в живописи постренессансного периода, образовалось негласное деление на высокий и низкий жанр. Но Светлым Идеалом и высшей формой мастерства всё ещё оставалась костюмная фарфоровая кукла.

Всплески «сезаннизма» в отдельно взятой галерее происходили во время ежегодных выставок группы художников «Долл Арт». Это было нечто необыкновенное! На фоне обыденной классики появились совершенно революционные формы. Некоторые художники всерьёз восприняли кукольное искусства, как новое средство для донесения до зрителей мыслей автора. Но прогрессивные идеи вдохновляли далеко не всех художнков-кукольников. С одной стороны, было страшно отойти от Светлого Фарфорового Идеала, а с другой - старое поколение кукольников попросту не было способно принять авангардные формы. Нужно было новое поколение!

И оно пришло. Оно воспользовалось прецедентом «Долл Арта» и пошло дальше.

Молодые умы, воспитанные в иной эстетике, стали занимать всё больше места на выставках. И Светлый Идеал стал потихоньку отодвигаться в сторону под давлением со стороны как новых материалов, так и новых форм. Это можно сравнить с эпохой импрессионизма, когда стало ясно, что живопись жива не одной только Академией и Парижским Салоном.

И постимпрессионизм, и постмодернизм в куклах не заставили себя долго ждать.

А ПРОИЗОШЛО ЭТО ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 - 10 ЛЕТ!

Взгляните на большую сборную выставку кукол. Тут вам и кубизм, и экспрессионизм с фовизмом, и стим-панк, и трэш, и хоррор и много всякого другого. Но есть и классическая кукла и они вполне мирно уживаются. То есть теперь у нас в кукольном искусстве сложилась вполне постмодернистская ситуация. Множество стилей сосуществуют на вполне законных правах и главных тут нет.

Лия Позднякова, Вадим Мартин "Поэзия"
Лия Позднякова, Вадим Мартин "Поэзия"
Лия Позднякова, Вадим Мартин "Разговор по душам"
Лия Позднякова, Вадим Мартин "Разговор по душам"
Антон Солныков "Многогранность"
Антон Солныков "Многогранность"
Ростислав Миронов "Механический Гальванический Верховой Механизм _МГВМ_Жнец"
Ростислав Миронов "Механический Гальванический Верховой Механизм _МГВМ_Жнец"

Вероятно, какие-то из направлений и ответвлений окажутся тупиковыми. Скорее всего, классическая кукла ещё долго будет сохранять лидирующие позиции у массового зрителя. Конечно же и ещё возникнут новые направления и стили. Процесс идёт полным ходом.

И если постараться занять позицию «над схваткой», то наблюдение за этим процессом может стать весьма и весьма интересным".

Размещение материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Галерея "Кукольный переулок" находится в Измайловском кремле по адресу: Измайловское шоссе, дом 73ж, 8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86 www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово

Филиал галереи находится в Московском театре кукол (МТК) на Спартаковской улице

www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)

Инстаграм @kukolny_pereulok_kremlin

Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"

Наш канал "Небесная библиотека"

Наш сайт: www.dollslane.ru