Управление Роспотребнадзора – это орган государственной власти, который занимается контролем за тем, как соблюдаются правила и нормативы в потребительской сфере. Этот орган защищает потребительские права каждого гражданина. Иначе говоря, организация контролирует все в ситуациях, когда человек приобретает или продает товары и услуги. Разберемся в функциях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Проверка организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере потребительского рынка. Сюда относятся проверки бизнеса в сфере общественного питания – различные столовые, кафе и рестораны, не важно какого уровня и сегмента.
- Продажа продуктов питания также находится в компетенции Роспотребнадзора – начиная от ларька и небольшого магазинчика и заканчивая крупнейшими гипермаркетами.
- Медицинские учреждения частного и государственного типа также находятся под надзором службы.
- Также в ведомстве контролируют деятельность любых организаций, оказывающих услуги – от управляющих компаний до гостиниц и аэропортов.
Защита прав граждан
Сотрудники Роспотребнадзора обязаны реагировать на жалобы потребителя в Роспотребнадзор по защите прав потребителей. Продали некачественный товар, оказали некачественную услугу, отказали в выполнении законных требований покупателя – со всем этим можно жаловаться в управление Роспотребнадзор.
- Изучение вирусов и бактерий в товарах, эпидемический контроль
Сотрудники управления Роспотребнадзора занимаются в том числе проверкой качества продукции, поэтому наличие болезнетворных организмов в продуктах питания и иных продуктах – это также их функция.
- Контроль проверки импортных товаров
Некачественный и опасный пластик в игрушках, незаконные продажи импортного сырья – с этими проблемами можно обращаться в Роспотребнадзор.
- Введение карантина и проверка инфекций
В ведомстве управления Роспотребнадзора – контроль за эпидемиологической ситуацией в стране в целом и в определенных населенных пунктах в частности. Эпидемии кишечных инфекций, гриппа и прочего – все это контролируется данных органом.
- Улучшение благосостояние и здоровья жителей
Роспотребнадзор должен каждый отчетный период, устанавливаемый правительством, вносить предложения по улучшению ситуации со здоровьем граждан. Если в вашем районе города наблюдается сложная ситуация, например, с выбросами в воздух от некого предприятия – вы можете написать жалобу в Роспотребнадзор и вполне вероятно, что сотрудники смогут помочь с решением этого вопроса.
Полномочия Федеральной службы
Функции, возложенные на Роспотребнадзор, достаточно разнообразны. Потребителя из этого перечня интересует такие, как:
- Надзор за выполнением норм санитарного законодательства;
- Контроль за выполнением правил акцизной торговли;
- Надзор за качеством поставщиков услуг.
Главной целью деятельности организации является защита клиентских прав на рынке услуг. Под рыночными отношениями понимается широкий спектр услуг для населения: магазины, банки, сфера образования.
Рассмотрение обращений граждан, принятие аргументированных решений и ознакомление с ними заявителя, является основной функцией службы. Поэтому, если вы видите, что ваши права нарушены, следует оформить заявление в Роспотребнадзор. Федеральная служба установит, действительно ли имели место противозаконные деяния или неправ сам клиент.
Чтобы правильно оформить свое недовольство письменно, необходимо знать основные требования к написанию жалобы в Роспотребнадзор.
Общие положения
За 2019 год число внеплановых проверок Роспотребнадзором значительно снизилось. Причиной тому послужили изменения, вступившие в силу в начале периода. Нововведения коснулись порядка подачи жалоб в государственный орган по защите прав потребителей.
Первое нововведение коснулось правил подачи обращения. Теперь любое заявление в Роспотребнадзор должно иметь претензионный характер. То есть, перед тем, как обратиться с жалобой в надзорный орган, потерпевший обязан попытаться уладить конфликт «мирным путем» — поговорить с нарушителем или оставить претензию в письменном виде. Если в удовлетворении требований по претензии будет отказано, тогда потребитель может смело отправляться с жалобой в Роспотребнадзор.
Если нарушение может навредить жизни или здоровью человека, претензионный порядок подачи жалоб действовать не будет, заявление в Роспотребнадзор можно писать сразу, без переписки с нарушителем.
Часто предприниматели специально затягивают переписку по претензии, в итоге потребителю надоедает тратить свое время, он закрывает глаза на нарушение и никуда больше не обращается. Именно поэтому число проверок за текущий год значительно снизилось.
Изменения коснулись и правил заполнения жалобы. Теперь в обращении в обязательном порядке необходимо указывать свои личные данные, будь то это заявление в бумажном варианте, или письмо на сайт, анонимные обращения просто не будут допущены до рассмотрения.
В остальном правила и порядок подачи жалоб остались без изменений.
На что и на кого можно пожаловаться?
В Роспотребнадзор можно подать жалобу на несоответствующее качество услуг или товаров, неисполнение обязанностей. Особенно остро несправедливость ощущается при оказании некачественных платных услуг. Например:
- неудовлетворительное качество услуг, оказанных в автосервисе, если до истечения гарантийного срока эксплуатации запчасть вышла из строя;
- на автомойке плохо помыли машину;
- из химчистки вернулась испорченная вещь;
- в магазине, кафе или ресторане продали некачественную еду;
- произвели отключение электроэнергии неустановленным порядком;
- покупателю отказывают в приемке техники на ремонт в сервисном центре;
- в душевой фитнес-клуба не соблюдается санитарный режим.
Понятие и обязательность качества товаров и услуг закреплено в статье 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1993 г. № 2300-1.
Можно жаловаться и на конкретное лицо:
- продавец отказался от возврата некачественного товара без объективных причин;
- в салоне красоты после оплаты услуг кассир не выдал чек;
- управляющий банком отказывается вернуть страховку по кредиту (нарушение Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1);
- неудовлетворительное качество услуг ЖКХ (нарушение Федерального закона «О государственной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ);
- от предприятия общепита, расположенного в жилом доме, постоянный шум и свалка во дворе (нарушение Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Все это повод обратиться с претензией в Роспотребнадзор для восстановления законного равновесия.
Отношения граждан с кооперативами не регулируются законодательством о защите прав потребителей
Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений потребительских кооперативов определены Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19.06.1992 N 3085-1.
Потребительский кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность потребительского кооператива состоит в удовлетворении нужд пайщиков посредством:
• объединения пае-накоплений (паев) и привлечения денежных средств членов потребительского кооператива (пайщиков) и иных денежных средств для повышения благосостояния, качества и уровня жизни членов на основе объединения их усилий и ресурсов.
Потребительский кооператив помимо организации взаимопомощи своих членов вправе заниматься иными видами деятельности, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан потребительский кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом потребительского кооператива.
Потребительский кооператив осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- добровольности вступления в Кооператив и выхода из него;
- обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
- демократичности управления Кооперативом (один член) – один голос, обязательная подотчетность общему собранию Кооператива, других органов управления, органов контроля, свободное участие члена в выборных органах Кооператива).;
- справедливости, организованности и солидарности;
- взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского Кооператива, экономической выгоды;
- ограничения размеров кооперативных выплат;
- доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
- наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;
- заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Все вышеприведенные, а также иные особенности деятельности ПК, установленные Федеральным законом № 3085-1, принципиально отличаются от правоотношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, которые изначально базируются на принципе свободного договора (статья 421 Гражданского кодекса РФ) и среди прочего не предполагают определение в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (статья 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей») в качестве субъекта проверки потребителя, под которым понимается гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно своей волей и в своем интересе для нужд, никак не вытекающих из отношений с кредитным кооперативом, членом которого он является.
Следовательно, отношения между Потребительским кооперативом и гражданами, обращающимися в Управление Роспотребнадзора, основаны на отношениях, сложившихся между кооперативом и его пайщиком.
Таким образом, действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на отношения, сложившиеся между некоммерческой организацией и ее членами, поскольку некоммерческая организация создана для удовлетворения интересов пайщиков.
Правовая позиция, изложенная в пункте 7 Постановления Верховного Суда РФ от 28 июня 2014 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», также подтверждает, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с кооперативами, если эти отношения возникают в связи со членством граждан в этих организациях.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что отношения между Кооперативами и гражданами основаны исключительно на членстве граждан в кооперативе, участии в его деятельности и не подпадают под предмет регулирования законодательства о защите прав потребителей, так как пайщики потребительского кооператива не являются потребителями в смысле, определенном Законом РФ «О защите прав потребителей».
Законодательство о защите прав потребителей применяется только к возмездным гражданско-правовым договорным отношениям, которые не связаны с членством граждан. К данному выводу приходят и судебные органы (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Потребительский Кооператив самостоятельно регулирует отношения с пайщиками, по вопросам, возникающим относительно споров в области защиты прав потребителей, путем формирования определенных решений в Уставе Кооператива, а также в его внутренних Положениях и Программах. Данные решения являются регулятором спорных ситуаций, тем самым предоставляет пайщикам возможность разрешить возникающие вопросы, посредствам тесного взаимодействия с Кооперативом в максимально короткие сроки.
(С) ОКЕАН январь 2020г.
Хочешь стать экспертом REALITY и автором нашего блога? Присоединяйся.