Найти тему
Ленивый инвестор

Кому грозит изъятие подозрительных денег?

На этой неделе обратила на себя внимание новость о планах изменить финансовое законодательство. Законопроект внесён Минфином и должен пройти все стадии рассмотрения до конца года. Речь об изъятии в пользу Пенсионного фонда денег, происхождение которых их обладатель не может внятно объяснить. То есть подозрительных накоплений. Поскольку многие из тех, кто об этом узнал, по выработанной годами привычке напряглись, дам некоторые пояснения.

Сумма изъятий по итогам 2020 года прогнозируется на уровне 20-30 миллиардов рублей. Иногда это крупные суммы - у полковника Захарченко изъято 9 млрд, иногда - сравнительно мелкие - сотни тысяч. На самом деле закон принят ещё в 2018 году, но по нему изымать можно только имущество. Теперь действие закона распространяется на денежные средства, и зачисляться они будут не в бюджет, а напрямую в ПФР. Вряд ли это решит проблемы Пенсионного фонда, где дыра составляет около 3 трлн, но закон принят и он работает.

Таким образом, ничего нового вроде бы не произошло. Но отчего новость вызвала такой резонанс? Может ли действие закона коснуться частного инвестора? Здесь всё не так однозначно. Закон, конечно, касается коррупционных денег и распространяется в первую очередь на государственных чиновников. Но кто даст гарантии, что в однажды кто-то не решит повысить раскрываемость и не обратит свой взор на обычного вкладчика банка или владельца брокерского счёта, у которого нет документального подтверждения источника денег? Ведь в законе потенциальные подозреваемые фигурируют как "граждане".

Если капитал формировался, допустим, 15 лет назад, найти бумажные документы в архиве финансовой организации будет очень непросто. Это сейчас все проводки хранятся в электронном виде по определённым стандартам. Но это не всегда было так. Пока неясно, кто будет проверять законность происхождения, какова минимальная сумма и срок давности. Нет и чётких критериев - какие доказательства чистоты происхождения будут достаточными. А если тов. следователь решит, что они недостаточны? Тут, сдаётся, под флагом борьбы с коррупцией может расцвести как раз та самая коррупция.

Сомнений, что законопроект будет поддержан, практически нет: это популярный (точнее, популистский) мотив справедливости и заботы о старшем поколении. Применение закона, очевидно, будет избирательным и обычному человеку будет угрожать с небольшой вероятностью. Но всё же будет лучше, если к моменту принятия в третьем чтении в нём будут учтены заданные мной выше вопросы.