За последние два десятилетия нынешний кризис на отечественном авторынке стал третьим по счету. Первый кризис 2009-го года, связанный с мировым кризисом, начавшимся в США, был быстротечен. Напомним, что он характеризовался резким спадом объема продаж новых автомобилей в 2009 году (диаграмма).
Предыдущий 2008 год стал последним из череды так называемых «тучных» лет в Российской Федерации, которые наступили после тянущегося затяжного спада в течение всех 90-ых годов прошлого века. В 2008-м в РФ впервые за долгие годы было продано рекордное количество автомобилей – 2 млн 928 тыс. штук. Первые признаки кризиса проявились в декабре. А в следующем 2009 году произошел обвал рынка практически вдвое: спад составил 56%. Соответственно показатель проданных легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, снизился до 1 460 тыс. штук. Правда, уже в следующем 2010 году тренд сменился на противоположный и начался восстановительный рост. Всего в течение того года было реализовано 1 910 тыс. автомобилей, или плюс 30% к предыдущему году. Такова хронология и цифры первого кризиса в истории нового авторынка Российской Федерации.
Следующим серьезным испытанием на прочность стал посткрымский кризис, обусловленный санкциями и девальвцией национальной валюты, а также снижением цены на нефтяном рынке. Первые признаки стали наблюдаться до произошедших событий. В течение 2013-2014 гг произошло незначительное падение спроса, что стало предвестником последующих негативных событий. Тогда аналитики рынка начали говорить о надвигающемся кризисе, поскольку спрос несмотря на устойчивые макроэкономические показатели, начал снижаться. В 2013 году после рекордного (2 938 тыс. авто) 2012-го он снизился на 5%, а в 2014 году, в сравнении с предыдущим, упал еще на 10%.
Но самым критичным стал следующий 2015 год, емкость рынка снизилась сразу на 35%, а в следующем 2016 году - еще на 11%. То есть второй кризис по масштабам сжатия емкости рынка сопоставим с 2009 годом, отличие состояло лишь в том, что падение растянулось на два года, достигнув аналогичного дна. Одна из причин в девальвации национальной валюты. Мы говорим только о количественных показателях, но на рынке происходили и качественные перемены, выявлялись новые доселе неизвестные тренды. Таких как уход автопроизводителей из России, закрытие ряда сборочных проектов и ряд других новых явлений на отечественном автомобильном рынке.
В последующий двухгодичный период начался восстановительный рост (2017-2018 гг). Однако он оказался очень неустойчивым и непродолжительным. Авторынок не восстановился до докризисных значений. Объемы продаж оказались на уровне 60-65%. Таким образом, авторынок оказался в совсем иной ситуации. Но в 2019 году наметился новый спад, хотя он был незначительным и по итогам года рынок упал на 2,4%. Но уже тогда самые прозорливые аналитики и специалисты начали предупреждать о новом витке кризиса, главной причиной которого они видели снижение платежеспособного спроса населения. Все эти события оказались прелюдией к 2020 году.
Грозные ворота 2020-го
Первый квартал текущего года преподнес несколько сюрпризов. Продажи автомобилей в марте выросли сразу на 4%. Это была реакция автомобилистов на девальвацию рубля. А в целом рост за квартал составил 1,8%.
Но далее на рынке произошли драматические события. В конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, связанными с ситуацией с COVID-19. И после относительно высокого уровня продаж в марте 2020 года, в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские центры были вынуждены приостановить или существенно ограничить свою деятельность. Поэтому уже в апреле случился резкий спад - продажи упали на 72,4% в сравнении с апрелем 2019-го (АППГ). Российский автомобильный бизнес столкнулся с крупнейшим месячным падением розничных продаж автомобилей за всю историю современной России. Этот месяц уже получил название «черный апрель» 2020-го. Закрытие автоцентров нанесло сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности работать с клиентами, дилеры начали использовать новые форматы коммуникации и продаж, в частности онлайн продажи.
Но в мае, по решению региональных органов власти деятельность автодилерских центров была разрешена и были открыты автосалоны. Это сразу сказалось на показателях. Если в «черный апрель» объем продаж был зафиксирован на уровне 38 922 авто, то уже в мае продажи составили 63 033 автомобиля. Однако это вдвое меньше, чем в не слишком удачном феврале текущего года (таблица).
Сегодня сложно прогнозировать, насколько упадет рынок за весь текущий год, будет ли «пробито дно» двух предыдущих кризисов. Аналитики и специалисты рынка называют различные показатели и тренды. Несомненно одно – автомобили будут дорожать. Тенденция эта надолго, она может усилиться, если в перспективе произойдет очередная девальвация национальной валюты. Напомним, что с марта курс рубля относительно доллара США снизился на 15% и отечественная валюта не планирует укрепляться. Есть надежда, что рынок далее не будет пикировать вниз, а остановится на каком-то уровне. Поскольку есть надежда на меры, которые предпримет государство. Уже сегодня на рынке есть интересные кредитные предложения. Плюс небольшой отложенный из-за пандемии спрос. Следует также учитывать и ситуацию с ценой на нефть на мировом рынке ‑ она указывает, что 2020 год будет трудным.