Судьба великого князя из рода Романовых Александра Михайловича сложилась непросто, но он смог прожить долгую жизнь, в конце которой оставил книгу воспоминаний, вызвавшую у его современников весьма неоднозначные отзывы.
Почему?
Да потому что великий князь позволил себе публично заявлять, что большевики, создав великую «красную империю», оказались правы.
Как дошёл он до таких убеждений, расскажем в этой небольшой статье.
Александр Михайлович был сыном Михаила Николаевича – одного из младших детей Николая I. Он родился в 1866 году в Тифлисе и с юности мечтал о море. Все отпрыски императорского дома должны были служить России на военном поприще, при этом морская служба считалась делом важным, поэтому родители одобряли увлечение своего Сандро (так в доме называли Александра).
Александр готовился к поступлению в Морское училище, а уже в Петербурге сблизился со своим двоюродным племянником будущим императором Николаем II. С ним, его младшим братом Георгием, маленькой сестрой Ксенией и несколькими детьми придворных они даже организовали шуточное «картофельное» братство, проводя время за играми и забавами.
Позже Александр совершит несколько кругосветных плаваний, где будет внимательно изучать жизнь и нравы других народов и получать письма из дома в том числе с приветами от своей милой двоюродной племянницы Ксении.
Вернувшись домой бравым капитаном, он сделает предложение Ксении Александровне. Несмотря на то, что невеста была по-настоящему влюблена в Сандро, ее родители противились этому браку, считая, что могут найти для Ксении более достойную партию. Однако в итоге они согласились на брак, вероятнее всего, потому, что мать Ксении Мария Федоровна не хотела разлучаться с дочерью, отправляя ее замуж в чужую страну.
Венчание молодых состоялось в 1894 году, в семье родилось 7 детей. Несмотря на чувства Ксении, через 15 лет года отношения супругов разладились, и уже в эмиграции Александр Михайлович жил от жены отдельно.
Помимо службы на флоте Александр Михайлович много сделал для становления русской авиации, считая это перспективным направлением для развития военной мощи страны.
Февральская революция лишила его всех чинов и званий, а Октябрьская, которую он встретил в Крыму, грозила еще большими бедами.
Но Александр Михайлович смог эмигрировать и поначалу принял горячее участие в Белом движении. Однако его вовсе не устраивало то, что делали с его страной бывшие союзники по Первой мировой войне, особенно англичане, которые всеми правдами и неправдами пытались «отодрать» от погибшей империи лакомые куски земли.
Например, великого князя приводило в негодование, когда с помощью английского правительства местные азербайджанские элиты в Баку провозгласили независимость. Великий князь прямо говорил, что целью англичан является не забота о независимости народа, а богатые залежи нефти.
Многие белые эмигранты не были согласны с такой позицией великого князя, упрекая его в том, что он поддерживает большевиков. Однако Александр Михайлович был непреклонен в своих суждениях.
В зрелом возрасте он создал две книги воспоминаний, в которых в том числе и рассказал о своем отношении к «красной» России.
Приведем выдержки из этих книг:
«Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить все, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трех моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников.
Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу: "Браво!"»
Сам великий князь выделял особую «имперскую субстанцию» России и писал, что его примиряет с большевиками то, что они сохранили великую страну:
«Что дороже: жизнь ваших родственников или дальнейшее воплощение имперской идеи?»
При этом Александр Михайлович прямо говорил, что царь просто не мог провести в стране необходимые ей реформы, поставив столь грандиозные задачи индустриализации, как это сделали большевики:
«Ни один царь никогда не смог бы претворить в жизнь столь грандиозную программу, потому что его действия сковывали слишком многие принципы, дипломатические и прочие. Нынешние правители России - реалисты. Они беспринципны - в том смысле, в каком был беспринципен Петр Великий».
Для великого князя Россия и возможность для ее развития была дороже всего, поэтому он признавал заслуги своих врагов.
Впрочем, за эти его признания ему пришлось выслушать немало критики со стороны эмигрантов, многие из которых были готовы пожертвовать даже Россией, чтобы уничтожить большевиков. Александра Михайловича не понимали и отказывались от общения с ним.
Он умер в 1933 году и был похоронен в Париже. Но его воспоминания свидетельствуют о том, что все-таки этот человек был достойным сыном своей страны.
Другие статьи канала из рубрики «По страницам истории»
Несчастливое имя для Романовых: три русских царевича Алексея, которым не суждено было царствовать
Закон бумеранга: что стало с теми, кто приветствовал расстрел царской семьи?