Найти тему

Закон бумеранга: что стало с теми, кто приветствовал расстрел царской семьи?

Факт расстрела семьи последнего императора из дома Романовых Николая II, его жены, детей и слуг до сих пор вызывает исторические споры. Но даже те люди, кто в целом не одобряет политику, проводимую царем, соглашаются с тем, что это безжалостное убийство было преступлением.

Заметим, что фигура царя в России начала века была сакральной, царь определял равновесие всей государственной системы, которая держалась на уверенности людей в справедливости миропорядка, дарованного Богом. День ангела царя отмечался в стране как государственный праздник, также пышно отмечались тезоименитства царских детей.

Да, Николая Александровича – доброго и мягкого – многие считали слабым правителем, царя обвиняли во всех тяжких, осуждали, но многие из осуждавших его людей не могли представить себе, что ждет императора и его семью в недалеком будущем.

Слухи о расстреле всей императорской семьи поползли по обескровленной стране уже в 1918 году. И простые люди стали жалеть и погибшего царя, и его несчастных близких.

Но так поступили далеко не все. Находились те, кто горячо приветствовал расстрел царской семьи, считая, что это справедливый и правильный акт возмездия за годы тирании, что царь мешал строительству нового светлого будущего, поэтому должен был быть уничтожен.

Эти люди не участвовали в непосредственном расстреле царской семьи, однако и на их совести лежало это преступление.

Расскажем одну из историй, которую поведал в своих мемуарах В.Ф. Ходасевич.

В.Ф. Ходасевич в годы гражданской войны
В.Ф. Ходасевич в годы гражданской войны

В начале 1920 года Ходасевич искал себе жилье и пришел с просьбой о жилплощади к Л.Б. Каменеву, который возглавлял правительство Москвы. Впрочем, сам Каменев поэту не помог, зато его жена Ольга Давидовна (родная сестра небезызвестного Л.Д. Троцкого) завела с Ходасевичем светскую беседу.

Она долго рассказывала о победах большевизма и заслугах своих, мужа и четырнадцатилетнего сына Александра, которого ласково называла Лютиком. Показывала фотографии, где Лютик гордо красовался в матросском костюмчике на бывшей царской яхте «Межень», на которой катался по Волге вместе с красным флотоводцем Ф. Раскольниковым и его любовницей (а потом и женой) революционеркой Ларисой Рейснер.

Ходасевич, увидев фотографии, понял, что Лютика нарядили в матросский костюмчик несчастного царевича Алексея.

Царевич Алексей в морском костюме
Царевич Алексей в морском костюме

Вот как писал он об этом: «Слушать ее мне противно и жутковато. Ведь так же точно, таким же матросиком, недавно бегал еще один мальчик, сыну ее примерно ровесник: наследник, убитый большевиками: ребенок, которого кровь на руках вот у этих счастливых родителей!»

Ольга Давидовна поняла, о чем подумал ее гость, но от его предчувствия отмахнулась. Да и как иначе! Ведь революция победила, и ее жертвы уже никого не интересуют.

Ольга Давидовна была в этом не одинока: многие ее сподвижники – видные большевики считали, что ради идеи можно уничтожить сколько угодно людей, чьи взгляды противоречат учению марксизма.

В. Ходасевич уехал из «Красной империи» в 1922 году и в 1939 году умер в эмиграции.

Но он пережил многих из тех представителей новой советской элиты, с которыми ему довелось встречаться.

Брат О.Д. Каменевой знаменитый революционер Лев Троцкий в 1929 году был выслан из СССР, жил за границей в постоянном ожидании покушения, был убит в Мексике в 1940 году.

Его дети от нескольких браков, внуки, бывшая жена, зятья и невестки либо были расстреляны в период 1936-1938 года, либо прошли через муки ГУЛАГа, либо покончили с собой, либо бесследно исчезли. Одна из дочерей умерла в раннем возрасте от туберкулеза, сын скончался при загадочных обстоятельствах в больнице.

Семья Каменевых была уничтожена фактически полностью: О.Д. Каменева была расстреляна в 1941 году, ее муж Л.Б. Каменев – в 1936 году, сын Александр (Лютик) – в 1937 году, младший сын Каменевых Юрий –в 1938 году в возрасте 17 лет. Позже уже в начале 50-х годов был арестован и оказался в ссылке сын Лютика, который не дожил до своего 35-летия.

Революционерка Лариса Рейснер умерла в 1926 году от брюшного тифа.

Революционер Федор Раскольников, опасаясь ареста, бежал из советской России в 1938 году, в 1939 году погиб за границей, выбросившись из окна.

«Адская машина» репрессий 1937-1938 года перемолола еще не одну жизнь. И некоторые из погибших были теми самыми «старыми большевиками», которые в 1918 году горячо приветствовали уничтожение семьи бывшего императора, искренне полагая, что смерть царя и его детей станет этапом освобождения человечества от векового рабства.

В 1918 году эти люди с радостью забирали себе все то, что некогда принадлежало царю и его семье.

Только матросский костюмчик убитого царевича сослужил его новому владельцу – сыну «красного правителя» Москвы Л. Каменева Лютику дурную службу, соединив двух подростков одной трагической судьбой…

-4