Найти в Дзене
Уральский историк

О вольности казачьей...

Памятник в станице Зимовейской (Пугачевской)
Памятник в станице Зимовейской (Пугачевской)

У современного обывателя существует стереотип о казаках, как о людях вольных, в отличие от русских крестьян, которые в массе своей были либо помещичьи крепостные, либо казенные. И, дескать, даже когда они перешли на службу царю, вольности их сохранялись. Но редко кто уточняет что такое их «вольности». Так, порой, можно услышать, что казаки при царе были «вольными», а колхозники при Сталине «крепостными».

Вот пределы «вольности» казака XVIII  века я предлагаю рассмотреть на примере Емельяна Пугачева, благо биография его описана достаточно подробно.

Емельян Пугачев – это обычный донской казак из станицы Зимовейской (сейчас это Пугачевская, Волгоградской области), который из-за проблем с законом стал скитаться по стране, оказался среди яицких (уральских) казаков и там стал предводителем самого крупного крестьянско-казачье восстание в истории России.

Проблемы с законом у Пугачева начались после того как он поехал к сестре к  сестре Федосье и ее мужу Симону Никитичу Павлову, тоже казак Зимовейской станицы в Таганрог.

Павловы были в Таганрог переселены с Дона. Тогда ещё не было правозащитников и царебожников, поэтому Павловых никто депортированными или политически ссыльными не считал.  

Жилось Павловым в Таганроге тяжело, а вернуться на Дон было нельзя. Они же казаки, они вольные. Где приказали – там и живи.

А Павловым уже стало невтерпеж. И стал зять уговаривать Емельяна помочь ему бежать на Терек. Там уже существовало Терское казачество и царское правительство усиливало его донцами. Но чтобы отправиться на Тереке нужно было переплыть реку Дон и высадиться на другой «ногайской стороне».

Побеги за Дон, на «ногайскую сторону», тогда преследовались строго, вплоть до смертной казни. Но Пугачев решился: перевез Павловых через Дон и высадил их в верстах семи от Зимовейской ниже по течению.

Павлов и его спутники, не найдя дорогу на Терек, вернулись в Зимовейскую. Их арестовали, и на допросе они признались во всем. Властям стало известно и о том, что Пугачев перевез Павлова и других на ногайскую сторону. Над головой Пугачева сгущаются тучи, и он, схватив лошадь, бежит в степь…

Далее будет длинная цепь его путешествий и приключений, которая завершится «русским бунтом бессмысленным и беспощадным» и его казнью.

А началось всё с того, что вольный донской казак Павлов сидел как обычный крепостной в Таганроге и не имел ни малейшей возможности вернуться в родную станицу Зимовейскую.

Которую, кстати, за то что породила двух таких бунтарей как Степан Разин и Емельян Пугачев, после казни Пугачева,  перенесли на другое место.

Императрица Екатерина Великая умертвившая своего мужа, законного императора  Петра III с изуверским способом геморроя, реку Яик переименовала в Урал, а Яицкое казачество – в Уральское. Которое нынче «новоказаки» упорно путают с Оренбургским...