Найти тему
Зелёнка

Плюетесь на современное искусство? А я его люблю, и вот почему...

Оглавление

Казалось бы, что хорошего в приклеенном скотче банане? А в человеческом черепе, инкрустированном бриллиантами? В инсталляции из картонных коробок? В конце концов, в баночке с фекалиями художника? Всё это реальные случаи из новейшей истории искусства.

В 2019 году художник Маурицио Каттелан продал приклеенные скотчем к стене бананы  по 120 тысяч долларов за штуку
В 2019 году художник Маурицио Каттелан продал приклеенные скотчем к стене бананы по 120 тысяч долларов за штуку
Обычно читатели называют в качестве антипримера "Черный квадрат" Казимира Малевича, но это живопись всё же не совсем современная. С момента его создания прошло больше века, так что оставим в покое бедного поляка с его разноцветными фигурами.

Понимаю ваши чувства. Ведь вы привыкли думать, что между словами "искусство" и "красота" по умолчанию ставится знак равенства. Но вот вам несколько причин, чтобы пересмотреть свое мнение:

Никто никому ничего не должен. И в первую очередь искусство

Ох и не люблю я эту фразочку, когда дело касается отношений! Но в данном контексте она более чем уместна. Забудьте выражение "Искусство должно..." Почему? Кто сказал? А если он ошибся?

Например, вы говорите, что живопись должна быть красивой, восхищать и хорошо смотреться на стене. Но вспомним картины Верещагина, которые демонстрируют ужасы войны, или Репинское полотно "Иван Грозный убивает своего сына". Вряд ли они пробуждают в зрителе светлое чувство прекрасного и немедленное желание украсить ими гостиную. И всё же вы считаете их искусством, не так ли?

Дэмьен Херст, Физическая невозможность смерти в сознании живущего
Дэмьен Херст, Физическая невозможность смерти в сознании живущего

Вы говорите, что живопись должна поучать или нести в себе ценную мысль, как работы Перова или старых голландских мастеров. И снова мимо: "безыдейные" картины импрессионистов этого преимущества лишены, но всё равно любимы публикой.

Всё старое когда-то было новым

Есть такая штука, как комплекс современника. Люди во все времена презирали "новодел" и восхищались "вещами с историей", даже если они превратились в труху и пахнут мертвечиной. Когда-то модерн бил свежей струей по щекам зрителей. Когда-то последним словом в искусстве казались прерафаэлиты. Когда-то Салон отверженных шокировал публику импрессионистами... Сейчас эти направления гораздо чаще вызывают у публики положительные эмоции, чем в годы своего зарождения. Просто мы к ним привыкли.

Поэтому когда вы бичуете очередную скульптуру Джеффа Кунса, знайте: через несколько десятилетий он будет считаться классикой, а вы — эксцентричным ретроградом. Мнение каких-то гипотетических потомков, конечно, не повод "переобуваться". Но повод задуматься о том, что всё в мире относительно.

Джефф Кунс, Ариадна
Джефф Кунс, Ариадна

Философия вместо подражания

Гениальным художником трудно назвать того, кто просто копирует действительность. Зачем усложнять себе жизнь, если сегодня камера любого айфона сделает это не хуже и в сотни раз быстрее?

Сегодня куда важнее заложенная в произведение оригинальная философская идея, рассмотренная под новым ракурсом. А уж как она выражается — с помощью набора ли мерцающих лампочек или вавилонской башни из радиоприемников — не так уж и важно.

Цзэн Фаньчжи, Тайная вечеря. Картина ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за $23,3 млн
Цзэн Фаньчжи, Тайная вечеря. Картина ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за $23,3 млн

Техническая сторона вопроса обесценивается. Художники не скрывают, что над их картинами работает целый цех "рабов искусства", а скульптуры печатаются на 3D-принтере. Почему они не стыдятся этого факта? Потому, что понимают: ценность современного шедевра не в том, что он высечен вручную из каррарского мрамора. А в том, о чем он говорит со зрителем.

Моя знакомая искусствовед Алёна Григораш отмечает, что современное искусство создается "для тех, кто много знает и много понимает". Поэтому в музее я первым делом читаю объяснение к экспонату, это помогает понять авторскую концепцию. Чего и вам советую! Попытайтесь разобраться в вопросе: это сложнее, чем хулить, но гораздо интереснее.

Пишите в комментариях, что думаете о современном искусстве! А еще загляните в статью "Макдоналдс, прекрати!", где я рассказываю о своих собственных рисунках-плакатах на экологическую тему.