Учительское сообщество дружно радуется отмене в 2022 ЕГЭ по иностранным языкам, я не исключение, однако за эти дни в голову залезли разные противоречивые мысли и я ими с вами сейчас поделюсь.
Только ли негативные последствия принес бы нам этот экзамен?
Кто-то даже сказал, что после такого экзамена выпускники разбегутся из России. Как показывает практика, бегут и без знания языка. А чтоб выпускники не разбегались, надо создавать условия для их работы и профессионального роста, - отменой экзамена здесь не отделаешься.
Еще говорили, что обязательный ЕГЭ озолотит учителей и репетиторов. Ага, как же! Осеребрит седыми волосами. Как вам такое: школьник весь год смотрел в окно, надеялся на чудо, а весной появляется на вашем пороге с просьбой подготовить на "4"? Школьные учителя озолотили бы аптеки, покупая валерьянку оптом.
Репетиторы сейчас в большинстве своем работают с мотивированными учениками, которые понимают, зачем им язык. В случае с обязательным экзаменом пришлось бы работать со всеми или почти со всеми. И они ложились бы на учебник со словами: зачем мне этот ваш английский? Это очень больно видеть. Учишь человека, а ему не надо. Мама заставила.
Конечно, много нерв и денег экономят родители - это безусловный плюс.
Часть детей говорили мне в школе, что боятся экзамена и не пойдут в 10 и 11 классы, чтобы не сдавать инглиш. Значит, больше детей пойдут в старшую школу - еще один плюс.
Теперь про минусы отмены. ЕГЭ по иностранному не прост и проверяет сразу все навыки владения языком. Конечно, присутствует человеческий фактор при проверке, некачественные записи аудио, есть вопросы к составителям заданий (использование очень сложных слов или возможность двоякого ответа), но тем не менее...
1. Все-таки, английский - это язык современного образовательного контента, самые новые статьи, книги и исследования сначала появляются на английском, а пока их переведут на русский, информация может устареть, а могут и вовсе не перевести. Выпускник, сдавший ЕГЭ на "4" и поступивший в вуз, сможет читать и слушать иностранных авторов по своей специальности, писать статьи в иностранные издания.
2. Многие ученики не проявляют интереса к иностранному, иногда это связано с личностью учителя или неуверенностью в себе. Часто бывает, что к репетитору приходит ребенок подтянуть школьную программу, но в процессе влюбляется в язык, видит свои успехи, получает мотивацию. Таких учеников много. А у учителей не всегда есть возможность отойти от программы, показать видео на уроке, как-то заинтересовать, иной раз вовсе приходится заниматься только дисциплиной. Если бы экзамен стал обязательным, больше учеников заинтересовались языком. Нашли бы репетитора или какие-то интересные ресурсы для подготовки, полюбили бы язык. Я кстати, много об этои рассказываю - подписывайтесь на канал!
Экзамен - это дополнительный стимул для узучения предмета, а английский в современном мире необходим. Не всем, конечно, если посудить. Я вот работаю в пролетарской школе. Но ведь кому-то и математика не понадобится, а она обязательна. А история? Да ее на наших глазах переписывают! Смысл учить то, что до тебя уже много раз переписали? Какой толк от запоминания всех этих дат? В Германии, например, выпускники школ сдают английский в качестве обязательного предмета и без репетиторов (общалась с коллегой из Германии).
3. Из этого пункта вытекает следующий: повысился бы уровень владения иностранным языком и уровень подготовки учителей. Вы помните, что во времена Пушкина владение хотя бы одним иностранным языком было нормой для образованного человека? К французскому часто добавлялся немецкий или английский (английская литература как раз входила в моду). Я мечтаю о том, чтоб когда нибудь мы вернулись вот к этой норме золотого века!
Вы учитель, ученик, родитель? Как вы отнеслись к отмене ЕГЭ по иностранному языку? Напишите в комментариях.