Статья обновлена 09.01.2025
Как осуществляется проведение расчетов пожарного риска (далее — РПР) и независимой оценки пожарного риска (далее — НОР)? Это достаточно трудоёмкие виды работ, описание которых требует отдельных объёмных статей, поэтому здесь ограничимся только кратким описанием основных этапов.
Итак, расчеты пожарных рисков предусмотрены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года №123-ФЗ (далее - №123-ФЗ) - как в рамках проведения независимой оценки пожарного риска или составления декларации пожарной безопасности, так и в качестве самостоятельного документа. В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ «Порядок проведения расчётов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности».
Выполнение РПР регламентируется «Правилами проведения расчётов по оценке пожарного риска», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2020 № 1084 «О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска». Согласно пункта 3 «Правил проведения расчётов по оценке пожарного типа» определение расчётных величин пожарного риска проводится по Методикам, утверждаемым МЧС России. При этом Методики для промышленных объектов и объектов общественного, жилого и административного назначения различны.
«Методика определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах» утверждена приказом МЧС от 26.06.2024 года № 533.
«Методика определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности» утверждена приказом МЧС от 14.11.2022 года № 1140.
Подробно раскрывать содержание Методик здесь нецелесообразно, поскольку это необходимо только специалистам, непосредственно осуществляющим расчёты, а целью настоящей статьи является краткий ознакомительный обзор процесса. Но обозначим общие принципы, на которых основаны эти Методики.
Определение расчётных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности зданий;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.
Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает:
- объёмно-планировочные решения;
- теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;
- вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;
- количество и места вероятного размещения людей;
- системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.
После чего на основании полученных данных производится анализ пожарной опасности здания, при этом учитывается:
- возможная динамика развития пожара;
- состав и характеристики системы противопожарной защиты;
- возможные последствия воздействия пожара на людей и конструкции здания.
Особенности осуществления анализа пожарной опасности и проведения расчётов пожарного риска для производственных объектов отражены в ст. 94-96 главы 21 Федерального закона №123-ФЗ.
Важнейшим этапом работы является сбор исходных данных, поскольку от качества его выполнения зависит не только конечный результат проводимых расчётов, но и дальнейшее их применение. Именно исходные данные будут учитываться в первую очередь пожарными инспекторами при осуществлении проверок. Подробнее об этом мы рассказываем в статье об особенностях проверки органами пожарного надзора организаций, имеющих положительные заключения НОР и РПР. Сбор исходных данных, помимо вышеперечисленного, включает прежде всего фактический замер параметров путей эвакуации, а именно: ширины, высоты и протяжённости коридоров, ширины и высоты дверных проёмов, ширины и длины лестничных маршей и площадок и т.п.
Непосредственное выполнение расчётов, как правило, проводится с использованием программных комплексов, разработанных с учётом вышеперечисленных Методик. Для этого в программе создаётся 3D-модель здания с учётом проведённых замеров. В нём размещаются люди в местах наиболее вероятного их пребывания при нормальной эксплуатации здания (преимущество отдаётся местам, наиболее удалённым от эвакуационных выходов). Проводится расчёт времени эвакуации при одном или нескольких сценариях.
Затем определяются места наиболее вероятных очагов пожара. Выбор места нахождения очага пожара производится экспертным путём. При этом учитывается количество горючей нагрузки, ее свойства и расположение, вероятность возникновения пожара, возможная динамика его развития, расположение эвакуационных путей и выходов. Вычисляется время блокирования опасными факторами пожара эвакуационных выходов (время достижения опасными факторами пожара критических значений на путях эвакуации).
Далее осуществляется сравнение наибольшего времени эвакуации с наименьшим временем блокирования опасными факторами пожара эвакуационных выходов и определение вероятности эвакуации людей из здания.
На последнем этапе путём математических вычислений определяется расчётная величина индивидуального пожарного риска, что позволяет сделать вывод о возможности соответствия здания требованиям пожарной безопасности. Стоит обратить внимание на последнюю фразу – требования пожарной безопасности в здании даже при удовлетворительных результатах расчёта будут обеспечены только при надлежащем соблюдении противопожарного режима.
Проведение независимой оценки пожарного риска регламентировано «Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325.
В соответствии с пунктом 4 «Правили оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» НОР включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе для проверки исправности и работоспособности имеющихся на объекте защиты систем противопожарной защиты;
в) информация о проведении необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведении расчётов по оценке пожарного риска в случаях, установленных №123-ФЗ;
г) подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовку перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты (продукции).
Таким образом, НОР включает в себя полноценное пожарно-техническое обследование объекта, в ходе которого проверяется полнота и правильность выполнения организационно-распорядительных мероприятий, ведение документации, непосредственную проверку состояния объектов защиты, соблюдение противопожарного режима и т.п.