Венгерская драма «Контроль» 2003 года (не стоит путать с картиной 2007 года) - незаслуженно малоизвестная картина. Первая полнометражная работа Нимрода Антала получила всего одну крупную награду – премию молодежного жюри на Каннском кинофестивале. Тем не менее, фильм несомненно достоин внимания.
Отличительной чертой картины является то, что все действие, от начала и до конца, происходит под землей, а именно в венгерском метро. Главный герой Бульчу – контролер, что покажется любопытным и удивительным незнакомому с инфраструктурой Венгрии зрителю. Система устроена так, что на разных ветках работают целые бригады, проверяющие у пассажиров билеты.
Работников метро ни во что не ставят: пассажиры часто игнорируют их, избегают, оскорбляют, даже нападают на них или насмехаются над ними. Кажется, каждый вошедший в метро, берет с собой лишь озлобленность и раздражение.
В такой атмосфере Бульчу приходится не только работать, но и жить, ведь он отказывается подниматься наверх. Прятаться от проблем в таком неблагоприятном месте странно, но, видимо, для героя это акт пассивного отчаяния. Метро, очевидно, – метафора социального дна, где концентрируются боль, отрешенность и бедность. Пока жители Будапешта бросаются на рельсы, один из контролеров срывается от несправедливости и безысходности и убивает грубого пассажира.
При просмотре фильма не покидает ощущение некой сюрреалистичности происходящего, например, Бульчу постоянно встречает загадочного человека в черном капюшоне. В метро проводят маскарадную вечеринку, цветная светомузыка и наряженные существа только дополняют атмосферу одновременно жуткого и мистического сновидения. Даже девушка, в которую влюбляется Бульчу, расхаживает в странном костюме розового медведя.
Фильм все-таки находится на жанровом стыке: помимо острой драматичности, в нем много юмора, правда, черного. Особенно это заметно, если посмотреть на второстепенных персонажей: один из членов бригады отказывается мыться, другой страдает нарколепсией, а третий – молодой новичок, которому работа контролером кажется невероятно увлекательной. Герои постоянно шутят, препираются и попадают в разные неурядицы. Вряд ли кто-то из них устроился в бригаду от счастливой жизни, тем не менее, время для шутки у них всегда найдется.
Нельзя сказать, что такая подземная и скрытная жизнь Бульчу скучна и однообразна, герой сам себе придумывает серьезные вызовы. Например, он соревнуется в беге наперегонки с поездом с главой другой, утрированно злодейской бригады. Или задается целью во что бы то ни стало поймать неуловимого безбилетника-подростка. Но как бы смел и решителен не был Бульчу под землей, со страхом встречи с самим собой он пока справиться не может.
Удивительным образом «Контроль» сочетает в себе жуткое, смешное и предельно серьезное. Надо сказать, что несмотря на замкнутость пространства и местами страшный сюжет, этот фильм в конечном счете дарит ощущение надежды. Ведь даже однажды упав, ты всегда можешь встать на ноги, особенно если есть, кому подать тебе руку.
Если вам нравятся необычные фильмы со странным сюжетом, то обратите также внимание на следующие кинокартины: «Преследование», «Шестиструнный самурай», «Синдромы и столетие», «Кладбище великолепия», «Город потерянных детей», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Во всем виноват енот», «Дверь», «Последняя любовь на Земле».
Мне очень приятно видеть результаты моих трудов, поэтому отдельная благодарность тем, кто ставит лайки, пишет комментарии и не забыл подписаться на канал.