Помните этот звук? В глубине стоящего автобуса ЛИАЗ, с заведенным двигателем, раздаются мелодичные побулькивания. Словно кто-то перекладывает аптечные склянки, или перевозит бутылки в неподходящей по размеру таре. Это звук раннего утра, когда полусонные пассажиры зимой набиваются в теплый салон. Если повезёт, на конечной можно занять переднее место у радиатора и тихонько дремать, под эту необычную мелодию автобусного движка. Или, проковыряв маленькую дырочку в наледи на окнах, смотреть на синие сумерки, прорезанные желтыми фонарями. Город в такие мгновения казался каким-то особенно загадочным и нарядным.
Далеко не все навскидку вспомнят серийный номер этого ликинского автобуса, но едва услышав звук мотора, или название "луноход", сразу поймут, о чем идёт речь. У любого человека. заставшего массовое применение ЛИАЗ 677, наверняка есть своя история, связанная с этим мастодонтом пассажирских перевозок.
Он пришел на смену ЛИАЗ 158, не менее знаменитой, хоть и слегка подзабытой "Божьей коровке", сконструированной на ЗИЛе.
677ой имел передовую по тем временам компоновку, лучше всего пригодную для наших широт и не самых ровных дорожных покрытий. Более десяти тысяч экземпляров машины выпускалось заводом ежегодно, вплоть до начала нулевых. Спальные районы больших городов всё больше стали напоминать гигантские человеческие муравейники. И непомерная тяжесть пассажирских перевозок легла на кузова и колеса полноценного первенца ликинского завода.
В начальные месяцы эксплуатации у автобусных остановок выстраивались очереди, желавших прокатиться на новинке. Он удивлял своих современников просторным воздушным салоном, пониженным уровнем площадок. Для советского автопрома устройство новой машины было едва ли не революционным прорывом. Гидроусилитель руля, двухступенчатая коробка-автомат. За счет пневматической подвески автобус имел чрезвычайно плавный ход, при этом оставаясь достаточно проходимым и крепким конструкционно.
ЛиАЗ 677 стал самым массовой и долговечной советской машиной класса пассажирских автобусов. Начиная с конца шестидесятых, по середину девяностых, было выпущено около двухсот тысяч автобусов разных модификаций. Свыше семи тысяч из них, было поставлено на экспорт, в шестнадцать стран мира.
Со знаменитым бутылочным звоном под капотом давно разобрались. Звук этот рождается от несовершенства конструкции кардана и со временем, по мере изношенности механизма, только усиливается. Но этот явный конструктивный дефект неожиданно стал одной из главных фишек "лунохода". Помнится, фирма "Харлей Дэвидсон" пыталась запатентовать басовитый рев двигателя своих знаменитых мотоциклов. Может и ликинцам зарегистрировать голос своего ЛИАЗа? Как незабываемый звук нашей молодости и юности.
А кличка "луноход" приклеилась к нему уже в семидесятых. Возможно потому, что его выпуск пришелся на самый пик "лунной гонки" и название земного спутника было у всех на устах. И наверняка, специалисты, запускавшие к Луне "Луноход-1" в ноябре 1970 года, тоже ехали на Байконур в неторопливом, но очень теплом 677ом. В сердцах, особенно в час-пик, некоторые нервные пассажиры называли его "скотовозом". Но чего в большой семье не бывает?:-)
Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо!