Да, трудный! Поспорю с отличниками и соглашусь с двоечниками! Действительно, трудный. И даже перед теми, кто , казалось бы, и знает превосходно русский язык, постоянно возникают какие-то казусы. А ещё, честно вам признаюсь, что и учителя сами могут "попадать в ловушки" с русским языком, и потому многие не любят ходить на традиционный ежегодный Тотальный диктант, проводимый по всему миру в одну из апрельских суббот. Кстати, в этом году вы пока не опоздали, потому что ввиду коронавируса его перенесли на сентябрь. Ну, а там дальше отслеживайте даты. Успеть-то -успеем, но ведь и с грамотностью надо не подкачать!
Так с чего же начнём ? Наверное, с ваших же ошибок! Звонит мне тут как-то одна родительница и говорит: " А мы не знаем, как выполнить синтетический разбор предложения". Я сразу ей ответила: " Так и не выполняйте, поскольку русский язык- это не химия и в нем нет синтетического разбора предложения. Есть только синтаксический!"
Синтаксис- это своего рода- "состав", но не химический (!!!!) т.е. он изучает конструкцию предложений
Ну, а все предложения состоят из слов и тут важна 100% грамотность при их написании. Но, опять же при написании! И есть даже правила в первом классе, что
Но это правило двоякое, как вы сами видите! Вот вам и первые хитрости русского языка. Действительно, мы будем писать животное, а вот говорить и писать в транскрипции уже на много иначе -
Транскрипция слова: [жывотнай’э]
А почему так? Да потому что нет звука "ж" мягкого, и поэтому мы не можем после него поставить звук и, и нет звука "е". Он "на просторе", в конце слова просто-напросто звучит "шире" и распевно на два звука- йэ
А ещё есть секреты в русском языке, что одно и то же слово может являться разной частью речи
Вот поищите-ка эти части речи в нижнем стихотворении:
Определи, какой частью речи являются выделенные слова в стихотворении
Л. Конырев «В полях, не кошенных косой»
В полях, не кошеных косой, (____________)
Всё утро дождик шёл косой.(____________)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________)
В ладонь цветка она стекла. (____________)
А слова-то, сами слова из чего состоят в русском языке? Помните: корень, приставка, суффикс и окончание ?!
Так давайте и заглянем с вами в эти составные частички слов
Составьте новое слово по следующим командам:
взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», и получите слово, обозначающее самостоятельную часть речи в русском языке.
Думаем и подводим итоги. Трудный русский язык или очень увлекательный и занимательный?!
С вами была ваша педагог-психолог Ольга П.