Найти тему
Феликс Май

Сражение у Чёрной речки: доблесть военных и циничность глупость царя Александра

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Л.Н. Толстой, «Севастопольские рассказы».

Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить...
**
На Федюхины высоты
Нас пришло всего три роты,
А пошли полки!…
**
И пришлось нам отступать,
Рас… же ихню мать,
Кто туда водил.
Отрывки из солдатской песни песня про сражение на р. Чёрной 4 августа 1855 г.

Лев Николаевич Толстой прекрасен. Он литературная и духовная глыба, безусловный гений. Обычно Толстой ассоциируется великим эпосом «Война и Мир» или с «Анной Карениной», но для меня самым любимым его произведением были и остаются «Севастопольские рассказы».

Прочёл их в детстве и с тех пор не раз перечитывал, и всегда с удовольствием изумляюсь писательскому дару ещё совсем молодого Льва Николаевича, который деятельно и храбро участвовал в обороне Севастополя. С помощью слов он смог передать атмосферу героического города и живо описать его защитников. Показал грязь и бессмысленность войны, безжалостно высветил низменные, недостойные черты некоторых офицеров и отвагу русских воинов.

-2

Особенно мне нравится заключительный рассказ: «Севастополь в августе 1855 году». Пронзительное, очень грустное повествование о последних днях обороны, о судьбе братьев Козельцовых, о преодолении страха смерти, храбрости и падении Севастополя. Событиям в рассказе предшествовала бессмысленная атака русских войск неприятеля у речки Чёрная.

Кровавая трагедия на Чёрной реке

Оборона главного черноморского военного порта Севастополя началась 5(17) октября 1854 года. Войска антироссийской коалиции напали на плохо защищенный с суши город, собираясь взять его в течение нескольких дней. Однако столкнулись с непоколебимой стойкостью русских воинов, которые значительно уступали им в численности и вооружения.

К августу 1855 года Севастополь уже 10 месяцев успешно держал оборону, став символом мужества и силы русского оружия для всей России и мира. Количество вражеских войск в Крыму достигало 175 тысяч человек, корабли неприятеля контролировали Черное море. Но севастопольский гарнизон, насчитывающий 43 тысячи воинов, умело и уверенно отражал атаки, вкопавшись редутами в высоты вокруг города.

Он мог держаться долго, но вмешались высшие силы в лице императора Александра Второго. Монарх взошёл на престол 18 февраля (2 марта) 1855 года и поначалу продолжал войну, начатую отцом. Но летом уже искал способ её закончить. Оборона Севастополя не только требовала много ресурсов и денег, но и отодвигала возможность переговоров о мире.

Александр решил пойти ва-банк и попробовать снять одним махом осаду с Севастополя лихой атакой на позиции неприятеля силами городского гарнизона. Выполнение задачи царь поручил командующему крымскими войсками князю Михаилу Горчакову. Этот опытный генерал-царедворец прекрасно понимал, что шансов у подобной акции чрезвычайно мало, но не посмел перечить царю.

Против сражения выступали и большинство офицеров севастопольского гарнизона. Они справедливо указывали на численное превосходство неприятельских войск, их преимущество из-за превосходной позиции и мощной артиллерии. Вдобавок нельзя было рассчитывать на внезапность, обо всех военных планах русских быстро узнавали в лагере врага.

Однако воля императора перевесила разумные доводы. Утром 4 (16) августа 1855 года русские дивизии двинулись на неприятельские редуты в районе реки Чёрная. Сражение сразу пошло неудачно. Наши войска вводились в бой по частям и переправлялись через реку по узким мостам, пушки вязли на топких берегах, часть артиллерии вообще опоздало на битву и не участвовала в ней.

Но даже невыгодные условия боя не помешали русским воинам врукопашную захватить часть вражеских позиций на Федюхиных горах и высотах Чоргуна. Даже в обречённом на неудачу сражении русские солдаты и офицеры не в первый и не в последний раз проявили фантастическую отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг и платя жизнями за глупые решения власти.

Они гибли высотах под прямым огнём врага, но не покидали занятые позиции до тех пор, пока не пришёл приказ отступить. Кровавая и абсурдная бойня на Чёрной речке не только унесла около 10 000 русских жизней, но предрешила судьбу Севастополя, ведь в сражении безвозвратно исчезла четверть гарнизона. На следующий день началась очередная бомбардировка города, а 30 августа (11 сентября) 1855 года войска коалиции вступили в разрушенный Севастополь.

Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам.
Последние строчки «Севастопольских рассказов».