Вышедший прошлой весной 140-й указ приоткрыл железный занавес на пути подержанных автомобилей из третьих стран, а 2 июня этого года президент расширил список граждан, имеющих право на льготу. С 15 июня физлиц освободили от уплаты пошлин и НДС при ввозе электромобилей.
Все перечисленные изменения делают пригон авто из-за границы более интересным. До появления указа №140 наиболее выгодными для пригона были автомобили в возрасте от 3 до 5 лет с двигателями объемом не более 1,5 л. Авто с мотором 1000-1500 куб.см растаможиваются по ставке 1,7 евро за "кубик", до 1000 куб.см - 1,5 евро.
Теперь благодаря указу люди реже ограничивают свой выбор полутора литрами. Кроме того, документ также дает возможность рассматривать к покупке автомобили старше 5 лет.
Следите за руками
Рассмотрим на примерах. Toyota Aygo первого поколения производилась до 2014 года. Соответственно все эти автомобили уже старше 5 лет, что означает растаможку по более высоким тарифам. Обычным гражданам растаможка такого авто с мотором объемом 998 куб.см обошлась бы в 3000 евро - по льготному тарифу сумма к оплате выйдет вдвое меньше, 1500 евро.
В Беларуси за рестайлинговую Toyota Aygo первого поколения просят от 6250-6700 евро (7000-7500$). В соседней Литве аналогичный автомобиль можно купить от 2600 евро (2900$) за трехдверную машину 2013 года выпуска до 3400 евро (3800$) за "пятидверку" 2012 года.
После уплаты таможенных пошлин по льготному тарифу и утилизационного сбора такие автомобили с доставкой в Беларусь обойдутся в 4500-5200 евро (5000-5800$).
Toyota Aygo, которые после уплаты всех сборов будут стоить до 5350 евро (6000$), хватает и в Польше.
Как видим, покупка японской малолитражки за границей может сэкономить до 1000$.
Также для пригона из-за границы можно рассматривать относительно редкие на нашем рынке машины. В таких случаях главным аргументом "за" может стать не сама цена, а отсутствие выбора. Сюда можно отнести Audi A1, Alfa Romeo MiTo, VW Scirocco, Lancia Delta, Mazda RX8 и прочие.
Audi A1 в Беларуси продаются от 7600 до 9900 евро (8500-11.000$) - столько просят за дорестайлинговые авто 2010-2014 годов выпуска.
В соседней Литве A1 можно купить от 5000 до 7000 евро (5600-7850$). В зависимости от объема двигателя такие машины с пригоном в Беларусь обойдутся где-то в районе 8000-10.000 евро (9000-11.000$).
Сэкономить в данном случае вряд ли получится, но если вы не нашли подходящий вариант в Беларуси, вполне можно рассматривать варианты пригона из Европы.
В нашей стране Lancia Delta 3 продается от 5400 до 6250 евро (6000-7000$). Все автомобили в продаже - 2008 или 2009 года выпуска. В Литве за аналогичные экземпляры просят от 3000 до 4000 евро (3350-4500$). Годы немного "свежее" - 2010-2011-й.
После оплаты растаможки и утильсбора такие авто обойдутся в 6250-7150 евро (7000-8000$). Главное отличие здесь скорее в годах выпуска и в том, что это будут машины, не видевшие наших дорог и соли. Учитывая крайне скромное предложение на нашем рынке, желающие владеть редкой в наших краях "итальянкой" также могут рассматривать вариант пригона такого авто из Европы.
Среди возрастных автомобилей наиболее выгодными вариантами для пригона будут машины с двигателями объемом от 1500 до 1800 куб.см.
Именно в этом диапазоне кроется самая маленькая разница в таможенных ставка: 1,25 евро за "кубик", если авто в возрасте 3-5 лет, и 1,75 евро за "кубик", если машине больше 5 лет. Иными словами, переплата за возраст составит 800-900 евро (порядка 900-1000$).
Среди таких автомобилей можно отметить Peugeot 3008. За самые дешевые варианты первых лет выпуска в Беларуси просят от 6700 евро (7500$), в среднем машины 2009-2011 годов в нашей стране оценивают в 7600-8000 евро (8500-9000$).
В соседней Литве Peugeot 3008 стоит от 3700 евро (4150$). В ценовом диапазоне 4000-4500 евро (4500-5050$) можно выбирать из машин 2009-2011 годов выпуска в различных комплектациях, с механической или автоматической коробкой передач.
После оплаты растаможки и утилизационного сбора в Беларуси такие машины обойдутся примерно в 6700-7400 евро (7500-8300$).
Ретро и янгтаймеры
Еще одна категория машин, которые стали более доступными благодаря льготным тарифам, - это ретроавтомобили и янгтаймеры. Тут тоже главное, чтобы объем двигателя не превышал 1,8 л, если мы хотим вложиться в 1,75 евро за "кубик", а не 2,4 евро и более.
Самым бюджетным в плане растаможки будет Fiat 500, объем двигателя которого составляет всего 500 куб.см. За такую машину на таможне придется отдать 750 евро плюс 742 рубля 50 копеек утилизационного сбора. В Европе (чаще всего в Италии) за такие авто просят от 4000 евро (4500$).
Среди янгтаймеров с моторами до 1.8, не достигших заоблачных цен, можно отметить Mercedes W190. За такие автомобили, находящиеся в достойном для своего возраста состоянии, просят от 1500 евро (1700$). Растаможка обойдется в 3150 евро (3500$).
О какой-либо экономической целесообразности речи не идет, ведь такие машны явно приобретаются "для души".
Более доступны BMW Е36. Пока их можно купить за 500-1000 евро (550-1100$).
Например, за 600 евро (670$) продается белая E36 1995 года выпуска с пробегом 200.000 км. Продавец отмечает, что это уже янгтаймер. Судя по фото, машина находится в отличном состоянии.
Растаможка такого автомобиля с мотором 1.6 обойдется в 2800 евро (3150$). Е36 в кузове купе значительно дороже, от 1500-2000 евро (1700-2250$).
Но самыми выгодными в плане экономии на таможенных платежах с 15 июня стали электромобили, растаможку на которые полностью отменили для физических лиц. При этом год выпуска электромобиля значения не имеет. Но не забывайте, что вам все равно нужно уплатить утилизационный сбор от 540 до 820 рублей.
Также стоит помнить, что обнуление пошлины и НДС не касается гибридных автомобилей, к которым в том числе относится и BMW i8.
Вероятнее всего, что основной поток электромобилей в нашу страну будет идти из США. Впрочем, из-за океана и без того приезжает большое количество аварийных авто.
Наш вердикт
Указ №140, безусловно, дал белорусам намного больше шансов привезти автомобили из-за границы. В первую очередь он позволяет существенно экономить на растаможке "проходных" автомобилей, а также меньше ограничивать себя объемом 1,5 литра. Во-вторых, это возможность пригнать машины старше 5 лет с объемом двигателя до 1,8 л . Выгода в этом случае есть не всегда, однако если выпуск модели завершился более 5 лет назад либо желаемого авто просто не нашлось в Беларуси, то и такой вариант вполне приемлем.
Также стало дешевле растаможить янгтаймеры и ретроавтомобили. В свою очередь отмена пошлин и НДС на электромобили однозначно переманит часть автолюбителей на машины без ДВС, что в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на экологии.