Автор - Владимир Григорьев
ведущий преподаватель
Школы бизнеса МИРБИС
Сайт - mirbis.ru
19 мая Центральный Банк снова понизил ключевую ставку, на этот раз – до 4,5%, минимального значения в российской истории. Безусловно, решение регулятора – правильное. Во-первых, потому что стоимость кредитов в России достаточно высока и политика снижения стоимости денег, последовательно проводимая ЦБ, направлена на создание более комфортных условий для заемщиков. Во-вторых, потому что рецессия в российской и мировой экономике, усиленная пандемией коронавируса и ее последствиями, ухудшила положение множества компаний в большинстве секторов экономики.
Разумеется, политика дешевых денег, как и практически любая финансовая политика приводит к появлению не только выгодоприобретателей, в нашем случае – заемщиков, но и тех, кому это совсем невыгодно – инвесторов. Снижение ключевой ставки также приведет к падению доходности инструментов с фиксированной доходностью – депозитов и облигаций.
Я думаю, что последнее не представляет угрозы для российской экономики. Высокие ставки служили механизмом привлечения средств нерезидентов. Но привлечение денег за счет единственного фактора, высокой доходности, - плохая политика. И опасная, т.к. любой кризис приводит к массовому оттоку средств нерезидентов и, как следствие, обвалу рубля. Последний пример – события на финансовом рынке в марте этого года. Так что, высокая ставка привлекательна в основном для финансовых спекулянтов, оперативно перемещающих капитал с одного национального рынка на другой в поисках максимальной прибыли.
Безусловно, для обеспечения действительно положительного воздействия на экономику необходимы еще, как минимум, два фактора. Смягчение, естественно аккуратное и продуманное, требований регулятора к кредитной политике банков, чтобы переключить фокус их внимания с кредитования физических лиц на кредитование бизнеса. И переход в сфере бюджетно-налоговой политики от принципа «какие бы еще налоги придумать или лучше повысить существующие?» к принципу стимулирования и поддержки экономической активности.
Что касается ключевой ставки, я не исключаю ее дальнейшего снижения, но уже не такими темпами – сразу на 1%. Запас по снижению в виде уровня инфляции у ЦБ еще есть, но он уменьшается. Тем не менее политика дешевых денег будет проводится – сейчас она просто необходима экономике.