В прошлой статье мы знакомились с трамвайной системой белорусской столицы. Сегодня пришла очередь троллейбусу. После сворачивания троллейбусного движения в Москве - минская троллейбусная система стала самой крупной в мире. Трудно представить но в Минске работает 62 троллейбусный маршрут, 798 троллейбусов. Общая длина линий - 492 км.
Из истории
Троллейбусное движение в Минске открыто 19 сентября 1952 года. Первая линия прошла по центральному проспекту Независимости и связала Вокзал и площадь Победы. Первый троллейбусный парк разместился в самом центре города недалеко от проспекта Независимости на улице Красной. Новый вид транспорта начал активно осваивать городские улицы. Троллейбусные линии строились очень активно, если а 1957-ом было только 2 маршрута, то уже в 1961 году в Минске было 6 троллейбусных маршрутов, а в 1970-ом - 15, а в 1990 -м - 61 маршрут.
Троллейбус наиболее активно развивался в 70-80-е годы, тогда за один год открывалось 3-4 новых линии. Продолжил развитие троллейбус и в 90-ые и 2000-е и в 2010-е.
Но были для минского троллейбуса и тяжелые времена. В 2002 году закрыт участок центральной линии по проспекту Независимости на участке от улицы Свердлова до площади Якуба Колоса, вместе с ней была закрыта линия по ул. Советской, так же закрыта линия в Аэропорт. В 2006-ом году был закрыт второй участок проспекта Независимости между площадью Якуба Колоса и ул. Филимонова. Вместе с ней закрылось троллейбусное депо № 1 и прилегающие троллейбусные линии. В том же 2006 году закрыта линия по проспекту Победителей. По трассе троллейбусного маршрута № 1 работают автобусы.
Более наглядно историю строительства линий минского троллейбуса можно посмотреть здесь.
На маршрутах в 1950-1960-е годы работали троллейбусы МТБ-82Д, В 1960-1970-е годы - ЗиУ-5, СВАРЗ-МТБЭС, В 1980-2000-е - различные вариации ЗиУ-682, сочлененные троллейбусы ЗиУ-683 и ТролЗа-6205, а так же троллейбусы Киев-11, ЮМЗ-Т1, АКСМ-101, БКМ-213, МАЗ-103Т и другие.
Общая характеристика
Троллейбусная сеть охватывает почти весь город, повторяя радиально-кольцевую систему города. От центра города и трех транспортных узлов: Вокзал, Институт культуры и Немиги расходятся троллейбусные линии в разные направления по основным крупным магистралям. Общая длина линий - 492 км.
Маршруты соеденяют центр города и окраину города, так же распространены межрайонные маршруты подвозящие к метро, часть из них работает по будням в часы пик. Всего маршрутов - 62. Время работы: с 5:30 до 0:00, интервалы движения от 5-20 минут, чаще всего около 10 минут.
С 1 июля 2020 года начал работу маршрут № 21 (Сухарево-5 -Люцинская). На части его трассы отсутствует контактная сеть, на маршруте работают троллейбусы оборудование функцией автономного хода.
Городские маршруты обслуживают 4 троллейбусных парков. 1-ый парк, открытый в 1952 году в ходе закрытия троллейбусного движения на проспекте Независимости в 2006 году был закрыт, строится новая площадка в Уручье. 2-ой парк открыт в 1971 году, 3-ий - в 1978 году, 4-ый - в 1985 году, 5-ый - в 1988 году. Всего на маршрутах работает 836 троллейбусов. Большая часть троллейбусов города выпущена в 2000-2010-х годах. Все они белорусского производства - завода "Белкоммунмаш"
Система оплаты проезда такая же как и во всем наземном транспорте Минска. Для поездки необходимо приобрести билет либо в киоске, либо у водителя, после чего пробить в автомате в салоне троллейбуса. При покупке в киоске - 65 копеек, у водителя - 70 копеек.
Все троллейбусы оборудованы электронными маршрутоуказателями. В салоне объявляются остановки автоматизированной системой на белорусском языке. На крупных остановочных пунктах установлены табло, показывающее время прибытия ближайшего транспортного средства.
Подвижной состав
Весь подвижной состав троллейбуса Минска представлен машинами белорусского производства - завода "Белкоммунмаш". Троллейбусы Минска трационно окрашены в салатовый цвет. С 2019 года на маршрутах работают только низкопольные машины.
Самая массовая модель - БКМ-321. Общее их количество - 541 экземпляр. Они выпущены в 2006-2015 годах. Часть троллейбусов 2004-2010 года уже списаны. Они эксплуатируются во всех 4-ых троллейбусных парках. Вообще, завод выпускает данную модель с 2001 года. Троллейбусы низкопольные, приспособленные для перевозки маломобильных групп населения. Конструкция БКМ-321 оказалось настолько высокого удачной и качественной, что троллейбусы кроме Белоруссии продавались в Россию, Киргизию, Латвию, Молдавию, Приднестровье, Сербию, Таджикистан, Украину.
В 2008 году троллейбус БКМ-321 прошел рестайлинг. Изменен дизайн кузова. Такая модификация получила название "Сябар".
В 2006-2008 году город получил троллейбусы модификации БКМ-32102, там установлено другое, отличное от базовой модели электрооборудование - ТИСУ (тиристорно-импульсная система управления). На базовой модели БКМ-321 установлена ТрСУ (транзисторная система управления).
Так же на улицах Минска можно встретить троллейбусы БКМ-221. Сейчас работают 54 машины 2007-2008 годов. Часть троллейбусов 2002-2008 годов уже списаны. БКМ-221 выпускался в 2003-2010-х годах. Троллейбусы собирались из машинокомплектов автобусов МАЗ-103. БКМ-221 - низкопольные, оборудованы ТИСУ.
На троллейбусных маршрутах Минска можно встретить и другие троллейбусы особо большой вместимости ("гармошки") - БКМ-333: по факту это 2-х секционные БКМ-321 "Сябар". Кроме того в Минске работают троллейбусы БКМ-42003А "Витовт", МАЗ-203Т70 ( с автономным ходом - 15 км).
Не смотря на появление на улицах Минска электробусов (в частности они вышли на автобусный маршрут № 1 по проспекту Независимости) от классического троллейбуса некто отказываться не собирается. Активно обновляется подвижной состав, приобретаются современные троллейбусы с функцией автономного хода. Ряд автобусных маршрутов заменены на такие троллейбусы: часть трассы троллейбус идет под контактной сетью, одновременно заряжаясь, а там где сеть отсутствует троллейбус движется от аккумулятора.
Минский троллейбус - яркий пример хорошо организованной работающей троллейбусной системы, которая компактно вписалось в жизнь белорусской столицы. Троллейбус охватывает все районы города и с легкостью справляется со своей функцией. Минский троллейбус - крупнейшая троллейбусная система на планете, и надеюсь, что городские власти не повторят ошибок московского правительства сохранив и развивая этот экологически чистый вид транспорта и дальше.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, и ставтье лайки!