Найти тему

Троллейбусы Минска

Оглавление

В прошлой статье мы знакомились с трамвайной системой белорусской столицы. Сегодня пришла очередь троллейбусу. После сворачивания троллейбусного движения в Москве - минская троллейбусная система стала самой крупной в мире. Трудно представить но в Минске работает 62 троллейбусный маршрут, 798 троллейбусов. Общая длина линий - 492 км.

улица Максима Богдановича, троллейбус БКМ-321, маршрут 53
улица Максима Богдановича, троллейбус БКМ-321, маршрут 53

Из истории

Троллейбусное движение в Минске открыто 19 сентября 1952 года. Первая линия прошла по центральному проспекту Независимости и связала Вокзал и площадь Победы. Первый троллейбусный парк разместился в самом центре города недалеко от проспекта Независимости на улице Красной. Новый вид транспорта начал активно осваивать городские улицы. Троллейбусные линии строились очень активно, если а 1957-ом было только 2 маршрута, то уже в 1961 году в Минске было 6 троллейбусных маршрутов, а в 1970-ом - 15, а в 1990 -м - 61 маршрут.

Троллейбус наиболее активно развивался в 70-80-е годы, тогда за один год открывалось 3-4 новых линии. Продолжил развитие троллейбус и в 90-ые и 2000-е и в 2010-е.

Но были для минского троллейбуса и тяжелые времена. В 2002 году закрыт участок центральной линии по проспекту Независимости на участке от улицы Свердлова до площади Якуба Колоса, вместе с ней была закрыта линия по ул. Советской, так же закрыта линия в Аэропорт. В 2006-ом году был закрыт второй участок проспекта Независимости между площадью Якуба Колоса и ул. Филимонова. Вместе с ней закрылось троллейбусное депо № 1 и прилегающие троллейбусные линии. В том же 2006 году закрыта линия по проспекту Победителей. По трассе троллейбусного маршрута № 1 работают автобусы.

Более наглядно историю строительства линий минского троллейбуса можно посмотреть здесь.

На маршрутах в 1950-1960-е годы работали троллейбусы МТБ-82Д, В 1960-1970-е годы - ЗиУ-5, СВАРЗ-МТБЭС, В 1980-2000-е - различные вариации ЗиУ-682, сочлененные троллейбусы ЗиУ-683 и ТролЗа-6205, а так же троллейбусы Киев-11, ЮМЗ-Т1, АКСМ-101, БКМ-213, МАЗ-103Т и другие.

троллейбус БКМ-321
троллейбус БКМ-321

Общая характеристика

Троллейбусная сеть охватывает почти весь город, повторяя радиально-кольцевую систему города. От центра города и трех транспортных узлов: Вокзал, Институт культуры и Немиги расходятся троллейбусные линии в разные направления по основным крупным магистралям. Общая длина линий - 492 км.

Маршруты соеденяют центр города и окраину города, так же распространены межрайонные маршруты подвозящие к метро, часть из них работает по будням в часы пик. Всего маршрутов - 62. Время работы: с 5:30 до 0:00, интервалы движения от 5-20 минут, чаще всего около 10 минут.

Схема линий на 1 декабря 2018 г.,  Автор: Homoatrox (trolleybus map layer), OpenStreetMap authors (basic layer) - собственная работа, using OpenStreetMap basic layer, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74787402
Схема линий на 1 декабря 2018 г., Автор: Homoatrox (trolleybus map layer), OpenStreetMap authors (basic layer) - собственная работа, using OpenStreetMap basic layer, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74787402

С 1 июля 2020 года начал работу маршрут № 21 (Сухарево-5 -Люцинская). На части его трассы отсутствует контактная сеть, на маршруте работают троллейбусы оборудование функцией автономного хода.

Городские маршруты обслуживают 4 троллейбусных парков. 1-ый парк, открытый в 1952 году в ходе закрытия троллейбусного движения на проспекте Независимости в 2006 году был закрыт, строится новая площадка в Уручье. 2-ой парк открыт в 1971 году, 3-ий - в 1978 году, 4-ый - в 1985 году, 5-ый - в 1988 году. Всего на маршрутах работает 836 троллейбусов. Большая часть троллейбусов города выпущена в 2000-2010-х годах. Все они белорусского производства - завода "Белкоммунмаш"

Система оплаты проезда такая же как и во всем наземном транспорте Минска. Для поездки необходимо приобрести билет либо в киоске, либо у водителя, после чего пробить в автомате в салоне троллейбуса. При покупке в киоске - 65 копеек, у водителя - 70 копеек.

Билеты на наземный транспорт Минска, еще до деноминации.
Билеты на наземный транспорт Минска, еще до деноминации.

Все троллейбусы оборудованы электронными маршрутоуказателями. В салоне объявляются остановки автоматизированной системой на белорусском языке. На крупных остановочных пунктах установлены табло, показывающее время прибытия ближайшего транспортного средства.

улица Максима Богдановича, автобус МАЗ и троллейбус БКМ-321
улица Максима Богдановича, автобус МАЗ и троллейбус БКМ-321

Подвижной состав

Весь подвижной состав троллейбуса Минска представлен машинами белорусского производства - завода "Белкоммунмаш". Троллейбусы Минска трационно окрашены в салатовый цвет. С 2019 года на маршрутах работают только низкопольные машины.

Самая массовая модель - БКМ-321. Общее их количество - 541 экземпляр. Они выпущены в 2006-2015 годах. Часть троллейбусов 2004-2010 года уже списаны. Они эксплуатируются во всех 4-ых троллейбусных парках. Вообще, завод выпускает данную модель с 2001 года. Троллейбусы низкопольные, приспособленные для перевозки маломобильных групп населения. Конструкция БКМ-321 оказалось настолько высокого удачной и качественной, что троллейбусы кроме Белоруссии продавались в Россию, Киргизию, Латвию, Молдавию, Приднестровье, Сербию, Таджикистан, Украину.

троллейбус БКМ-321 до рестайлинга
троллейбус БКМ-321 до рестайлинга

В 2008 году троллейбус БКМ-321 прошел рестайлинг. Изменен дизайн кузова. Такая модификация получила название "Сябар".

БКМ -321 "Сябар"
БКМ -321 "Сябар"

В 2006-2008 году город получил троллейбусы модификации БКМ-32102, там установлено другое, отличное от базовой модели электрооборудование - ТИСУ (тиристорно-импульсная система управления). На базовой модели БКМ-321 установлена ТрСУ (транзисторная система управления).

Так же на улицах Минска можно встретить троллейбусы БКМ-221. Сейчас работают 54 машины 2007-2008 годов. Часть троллейбусов 2002-2008 годов уже списаны. БКМ-221 выпускался в 2003-2010-х годах. Троллейбусы собирались из машинокомплектов автобусов МАЗ-103. БКМ-221 - низкопольные, оборудованы ТИСУ.

БКМ-221 на ул. Немига
БКМ-221 на ул. Немига

На троллейбусных маршрутах Минска можно встретить и другие троллейбусы особо большой вместимости ("гармошки") - БКМ-333: по факту это 2-х секционные БКМ-321 "Сябар". Кроме того в Минске работают троллейбусы БКМ-42003А "Витовт", МАЗ-203Т70 ( с автономным ходом - 15 км).

БКМ-321 "Сябар"
БКМ-321 "Сябар"

Не смотря на появление на улицах Минска электробусов (в частности они вышли на автобусный маршрут № 1 по проспекту Независимости) от классического троллейбуса некто отказываться не собирается. Активно обновляется подвижной состав, приобретаются современные троллейбусы с функцией автономного хода. Ряд автобусных маршрутов заменены на такие троллейбусы: часть трассы троллейбус идет под контактной сетью, одновременно заряжаясь, а там где сеть отсутствует троллейбус движется от аккумулятора.

троллейбус БКМ-321 "Сябар" на вечерней ул. Немига
троллейбус БКМ-321 "Сябар" на вечерней ул. Немига

Минский троллейбус - яркий пример хорошо организованной работающей троллейбусной системы, которая компактно вписалось в жизнь белорусской столицы. Троллейбус охватывает все районы города и с легкостью справляется со своей функцией. Минский троллейбус - крупнейшая троллейбусная система на планете, и надеюсь, что городские власти не повторят ошибок московского правительства сохранив и развивая этот экологически чистый вид транспорта и дальше.

троллейбус БКМ-213 на просп. Машерова, в 2019 году выведены из эксплуатации
троллейбус БКМ-213 на просп. Машерова, в 2019 году выведены из эксплуатации

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, и ставтье лайки!