Рассмотрев вопрос «Проблемы и перспективы развития садоводства в Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают.
Развитие отечественного садоводства относится к приоритетам государственной аграрной политики. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения граждан страны качественной витаминной продукцией и поддержки российских сельхозпроизводителей плодов.
Ежегодная потребность населения в Российской Федерации в плодах и ягодах, в соответствии с рациональными нормами потребления, утвержденными Приказом Минздрава России от 19 августа 2016 № 614, из расчета 100 кг на человека в год, составляет 13,8 млн. тонн, в том числе потребность в свежих яблоках составляет 7,3 млн. тонн (50 кг на человека в год). Удовлетворение потребностей населения страны в свежих плодах и ягода составляет около 50%, что значительно отстает от показателей развитых стран. Дефицит яблок в соответствии с рациональным нормам потребления составляет порядка 5 700 тыс. тонн. По данным Федеральной таможенной службы, в страну в 2018 году импортировано 1721,1 тыс. тонн плодов и ягод, в том числе 855,3 тыс. тонн яблок. Общая стоимость этой продукции превышает 500 млн. евро.
Закрытие дефицита в производстве свежих плодов и ягод, в том числе яблок, является целью на ближайшую перспективу в развитии отечественного садоводства.
Меры государственной поддержки осуществляются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 № 717 (далее – Госпрограмма).
Общий объем государственной поддержки с 2013 по 2018 годы составил 13,7 млрд руб., что способствовало закладке 78,4 тыс. га новых садов, из них интенсивного типа 51,5 тыс. га (65,7%). Однако, ввиду отсутствия нормативно-законодательного закрепления определения «интенсивного садоводства», «высокоинтенсивного садоводства», оценка доли интенсивных садов разнится.
Несмотря на превышение площадей закладки над раскорчевкой насаждений в России наблюдается незначительное увеличение объемов производимой продукции: в среднем за 2013–2017 гг. на 2%, а по сравнению с 2016 г. наблюдается снижение валовых сборов на 11,1%.
Низкие возможности сельхозтоваропроизводителей конкурировать в ценовом сегменте с импортной плодовой продукцией, поступающей на отечественный рынок по демпинговым ценам, сдерживает темпы развития отрасли, приводит к уменьшению доходов предприятий, сокращению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и личных доходов граждан.
Данная тенденция обуславливает необходимость применения инструментов государственного регулирования рынка плодовой продукции, как одного из механизмов управления устойчивым развитием субъектов промышленного плодоводства. По оценке экспертов, для формирования приоритетных позиций отечественными сельхозтоваропроизводителями в периоды массового предложения продукции собственного производства (сентябрь-март), объем помесячного заполнения емкости продуктового рынка (яблок) продукцией отечественного и импортного производства должен быть в соотношении 60% : 40% соответственно.
Полагаем, что в целях обеспечения безопасности ввозимой продукции, а также сокращения времени и минимизации издержек участников ВЭД при совершении таможенных операций необходимо усилить контроль (надзор) со стороны Россельхознадзора за соблюдением обязательных требований к проведению процедур оценки соответствия и качества.
Для повышения конкурентоспособности отрасли садоводства необходимо предпринять меры по выравниванию налоговой нагрузки. Участники парламентских слушаний считают целесообразным поддержать инициативу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение ставки налога по уплате НДС до 10 процентов (как на продукты питания и овощную продукцию) на реализацию плодово-ягодной продукции.
По данным ФТС России в 2017 г. в Российскую Федерацию импортировано 15,0 млн. штук саженцев плодовых и ягодных культур (без винограда). В первом полугодии 2018 г. объем импортных поставок саженцев составил 19,8 млн штук или на 32% превысил годовой объем 2017 г.
Для решения проблемы производства отечественного оздоровленного посадочного материала необходимо постоянное селекционное обновление на основе ускоренного выделения местных сортов и клонов, подвоев как отечественных, так и интродуцированных, с комплексом адаптивно значимых признаков, максимально реализующих свой продукционный потенциал.
Селекция должна носить непрерывный характер для обеспечения национальной продовольственной безопасности. Разрыв в селекции ведет к отставанию сельскохозяйственного производства, снижению конкурентоспособности, необоснованной и жесткой зависимости сельхозтоваропроизводителей от других государств.
Не менее острым остается вопрос технического оснащения отрасли садоводства. Наблюдается дефицит практически всей номенклатуры специализированной сельскохозяйственной техники необходимой для садоводства, виноградарства и питомниководства. По оценкам экспертов, более 75% используемой при применении современных технологий садоводства техники, инструментов, материалов являются импортными, что также влияет на себестоимость конечной продукции.
Для преодоления технологического отставания реализуется ведомственный проект «Техническая модернизация АПК» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (далее – Правила № 1432)).
В 2018 г. на реализацию Правил № 1432 выделено 10,0 млрд рублей бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Количество техники, приобретенной сельскохозяйственными товаропроизводителями со скидкой, составило в 2018 г. более 17,5 тыс. ед. В текущем году на реализацию Правил № 1432 предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8,0 млрд рублей, на 2020–2021 гг. – по 2,0 млрд рублей.
Важнейшим условием успешного развития отрасли садоводства является оснащенность современными холодильниками и применением прогрессивных технологий хранения. По оценке Минсельхоза России суммарная мощность имеющихся 182 плодохранилищ составляет 444 тыс. тонн. При этом значительная их часть имеет высокую степень износа и не использует современных эффективных технологий хранения. По предварительным расчетам регионов требуемая мощность плодохранилищ с учетом инвестиционных планов составляет 928,4 тыс. тонн, дефицит составляет 485 тыс. тонн. В настоящее время обеспеченность отрасли садоводства в холодильных емкостях составляет менее 40%.
Современные методы подготовки кадров для садоводства не отвечают требованиям ведения интенсивного сада. В этой связи необходимо скорректировать программу подготовки и переподготовки кадров. В каждом промышленном регионе садоводства необходимо создать современные школы переподготовки кадров.
Заслушав и обсудив основной доклад, выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники считают необходимым р е к о м е н д о в а т ь:
1. Правительству Российской Федерации:
— ускорить подготовку изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в части корректировки пороговых значений продовольственной безопасности страны, а также включить в указанную Доктрину показатель, устанавливающий пороговые значения для плодоовощной и плодово-ягодной продукции;
– во исполнение пункта «д» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 № Пр-2014 по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 г. поддержать внесение изменений в пункт 2 статьи 164 Федерального закона от 05.08.2000 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» в части установления ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 10 процентов в отношении операций по реализации плодово-ягодной продукции (в частности, яблок);
– ускорить внесение изменений в Федеральный Закон от 17 июля 1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» по наделению Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, в том числе при производстве плодово-ягодной продукции по принципу от «поля до прилавка» посредством аттестации за рубежом мест производства продукции, предназначенной для экспорта в Россию, контроля безопасности поступающей плодово-ягодной продукции в местах завершения таможенного оформления при ее поступлении на территорию России, а также продукции, произведенной в России;
– рассмотреть возможность усиления Россельхознадзором мер карантинного фитосанитарного контроля за импортом посадочного материала многолетних плодовых и ягодных насаждений, в том числе, путем аттестации зарубежных питомников, производящих посадочный материал, и создания системы прослеживаемости отгружаемого в страну посадочного материала;
– поддержать инициативу по нормативно-законодательному закреплению определений «традиционное садоводство», «интенсивное садоводство», «высокоинтенсивное садоводство» с учетом системы критериев (количество саженцев на га, урожайность, применяемыми технологии производства и средств защиты растений, внесение удобрений, экономия воды);
– дать поручение Минсельхозу России и смежным министерствам и ведомствам разработать и утвердить комплекс мер (дорожную карту), направленных на обеспечение потребности граждан России в плодах и ягодах, с учетом установленных норм рационального потребления, в том числе включающий в себя:
определение территориальных зон эффективной закладки садов для производства плодов и ягод;
дифференцированное определение размера единой субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетники насаждениями для каждой из территориальных зон в разрезе «традиционного садоводства», «интенсивного садоводства», «высокоинтенсивного садоводства»; стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию высокоинтенсивных садов с применением современных технологий хранения, доработки и переработки через систему компенсации части прямых понесенных затрат в размере не менее 20 % капитальных затрат;
упрощение процедуры получения и увеличение размера государственной поддержки до 50%, направленных на строительство новых и модернизацию существующих объектов инфраструктуры конкурентного рынка плодовой и ягодной продукции, селекционно-семеноводческих центров, плодохранилищ, оптово-распределительных центров и других объектов, необходимых для работы и развития садоводства и питомниководства;
меры для создания и развития сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
стимулирование использования отечественного посадочного материала при закладке многолетних плодовых и ягодных насаждений по средством возмещения до 50 % понесенных затрат, с учетом прогноза импортозамещения;
– рассмотреть возможность внесения изменений в подпункт «а» пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных приложением № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, предусмотрев возможность возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями не ранее 3 лет, предшествующих году предоставления субсидии;
– разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в садоводстве и питомниководстве для снижения зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного и посадочного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и посадочного материалов;
– дать поручение Минпромторгу России, при участии смежных министерств и ведомств, научного сообщества и отраслевых союзов и ассоциаций, в рамках работы подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции разработать комплекс мер по защите российского рынка плодов и ягод от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных сельхозпроизводителей, включающих поэтапное введение сезонных квот на импорт отдельных видов плодово-ягодной продукции (в частности, яблоки) и повышение импортных пошлин на соответствующую продукцию;
– дать поручение Минпромторгу России сформировать перечень импортной сельхозтехники, не имеющей отечественных аналогов, но востребованной и необходимой для развития отечественного садоводства, рассмотреть целесообразность дополнения Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части машин и оборудования для садоводства;
– разработать и утвердить комплекс мер, направленных на упрощение и удешевление доступа отечественных товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции);
– дать поручение Минобрнауки России активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для агропромышленного комплекса, повышение качества образования в аграрных ВУЗах.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
— совместно с Минпромторгом России в целях ускорения темпов обновления парка сельскохозяйственной техники подготовить предложения по дополнению Правил № 1432 машинами и оборудованием для садоводства, внесению изменений в части увеличения скидки на сельскохозяйственную технику с 15% (20% для отдельных регионов) до 25% (30% для отдельных регионов);
– разработать и утвердить комплекс мер, направленных на сокращение сроков сортоиспытания и упрощение процедуры включения новых сортов и помологий в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации;
– совместно с Минобрнауки России и РАН активизировать работу по разработке в 2019 г. подпрограммы «Развитие селекции и питомниководства плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда в Российской Федерации» в рамках «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 № 996;
– совместно с Минобрнауки России, РОССТАТом организовать дифференцированную систему статистического учета и прогнозирования производства плодово-ягодной продукции в разрезе отдельных категорий и применяемых технологий при производстве («традиционное садоводство», «интенсивное садоводство»);
– подготовить предложения, направленные на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров в сфере плодоводства, селекции, генетики и биотехнологии садовых культур, а также на повышение качества образования в аграрных ВУЗах.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
— совместно с подведомственными научными учреждениями Минобрнауки России, РАН, отраслевыми союзами и ассоциациями разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие внутреннего производства (локализации) сельскохозяйственной техники и оборудования для садоводства, предусмотрев возможность участия в программах осуществляющих производственную деятельность государственных бюджетных научных организаций;
– в рамках проведения работ по импортозамещению в сельскохозяйственном машиностроении включить в перечень специализированной техники для садоводства, питомниководства, виноградарства, планируемый для организации серийного производства на территории Российской Федерации, следующей техники: тракторы колесные малой и средней мощности, тракторы гусеничные, агрегаты для обработки почвы в междурядье, специализированные комбайны для уборки ягод, технику и оборудование для сбора и транспортировки плодов;
– совместно с Минсельхозом России и отраслевыми союзами и ассоциациями провести работу с торговыми сетями по информированию о наличии объемов отечественной плодово-ягодной продукции, которые могут быть поставлены для реализации;
– рекомендовать продолжить работы по развитию многоформатной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе в рамках малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли.
4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
— разработать программы по сортосмене и созданию новых сортов плодовых и ягодных культур, отвечающих современным требованиям производства и запросам общества;
– рекомендовать при формировании комплексных планов научных исследований предусмотреть раздел по разработке комплексов высокотехнологичных машин и оборудования для садоводства и питомниководства;
– с участием РАН, отраслевых союзов и ассоциаций рекомендовать рассмотреть возможность подготовки Комплексного научно-технического проекта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2019 № 162 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации», включив в нее инновационные российские технологии по обработке и переработке сельхозпродукции и продовольствия (в частности с применением физических методов воздействия).
5. Рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
— организовать работу по привлечению инвестиций в строительство мощностей по хранению плодово-ягодной продукции, селекционно-питомниководческих центров и базовых питомников по производству качественного посадочного материала отечественного производства, в том числе в рамках действующих мер государственной поддержки;
– рассмотреть возможность предоставления дополнительных мер региональной поддержки, направленных на развитие интенсивного садоводства;
— совместно с отраслевыми научными учреждениями, подведомственными Минобрнауке России, филиалами ФГБУ «Россельхозцентр», ФГБУ «Госсорткомиссия» проработать и представить в первом полугодии 2019 г. в Минсельхоз России предложения по селекции и производству посадочного материала плодовых и ягодных культур высших категорий качества для включения в проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» в рамках реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.