Для школьников.
Теория вопроса.
В задачах говорится о том, что по проволоке, соединяющей заряженные тела, заряды будут двигаться (переходя с одного тела на другое) только до тех пор, пока потенциалы концов проволоки (или потенциалы заряженных тел) не сравняются.
Понятия потенциала и разности потенциалов вводится только для электростатических (не меняющихся со временем) полей, в которых работа по переносу заряда из одной точки поля в другую не зависит от траектории заряда, а определяется только его начальным и конечным положениями и в которых работа по замкнутой траектории равна нулю.
Потенциал заряженного шара (любого проводника) определяется работой, совершаемой полем при переносе единичного положительного заряда из бесконечности на поверхность шара (проводника).
Пояснение к решению задачи 4:
До соединения шаров проволокой поверхность каждого шара была эквипотенциальной.
Когда шары соединили проволокой, то между её концами возникла разность потенциалов (возникло электрическое поле, направленное в сторону убывания потенциала). Свободные электроны в проволоке стали двигаться против поля. Пришли в движение и свободные электроны в шарах.
Движение электронов будет продолжаться до тех пор, пока разность потенциалов между всеми точками не станет равной нулю, то есть пока поверхность обоих шаров и соединяющей их проволоки не станет одной эквипотенциальной поверхностью.
К.В. Рулёва, к. ф.-м. н., доцент. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Спасибо.
Предыдущая запись:Занятие 50. Как связаны между собой напряжённость и разность потенциалов.
Следующая запись: Электроскоп. Что можно измерить с помощью этого прибора.
Занятие 49. Потенциал точки электрического поля. Разность потенциалов.
Ссылки на занятия до электростатики даны в Занятии 1
Ссылки на занятия (начиная с электростатики) даны в занятии 45