Для школьников (для лучшего понимания физики согласно учебникам). Просьба злобным критикам официальной науки на канал не заходить.
Как появляются заряженные тела? Что значит элементарный заряд? Как понимать закон сохранения заряда? Ответы на эти и некоторые другие вопросы электростатики даны в данной статье.
Электронная теория наглядно объясняет многие электрические явления наличием в телах свободных электронов и возможностью их движения. Например, если соединить отрицательно заряженный проводник с незаряженным, то свободные электроны с заряженного проводника, под действием сил отталкивания между ними, будут перемещаться на незаряженный проводник до наступления равновесия.
То же самое будет наблюдаться и при соединении положительно заряженного проводника с незаряженным. Только свободные электроны здесь будут перемещаться с незаряженного проводника на заряженный.
Если же соединить два разноимённо заряженных проводника, у которых заряды по модулю равны, то они окажутся незаряженными. Электронная теория объясняет это перетеканием электронов с отрицательно заряженного проводника на положительно заряженный и они оба станут незаряженными.
Итак, тело не будет заряжено, если в нём содержится одинаковое количество положительных и отрицательных зарядов. При трении двух тел (проводник и диэлектрик) или их плотном прижатии часть свободных электронов переходит от проводника к диэлектрику и оба тела заряжаются (приобретают одинаковые по модулю и противоположные по знаку заряды).
Если тела диэлектрики, то атомы и молекулы одного диэлектрика отрывают электроны от другого диэлектрика, то есть между ними происходит перераспределение электронов и оба тела электризуются. Общий же заряд этих тел остаётся прежним. В этом заключается смысл закона сохранения заряда.
Читайте Дополнение к этому занятию номер 45. Заряженные тела. Проводники и диэлектрики.
К.В. Рулёва, к. ф.-м. н., доцент. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии. Спасибо.
Предыдущая запись: задачи 7 - 10 к занятию 44
Следующая запись: Занятие 46. Закон Кулона.
Занятие 32. Основы молекулярной физики и термодинамики.
Ссылки на другие занятия (до электростатики) даны в Занятии 1.
Ниже даны ссылки на занятия, начиная с электростатики.
Дополнение к занятию 46 (закон Кулона).
Решение задач на закон Кулона.
Занятие 47. Напряжённость электростатического поля. Принцип суперпозиции. Решение задач к занятию 47.
Нахождение напряжённости электростатического поля, создаваемого системой зарядов.
Занятие 48. Напряжённость электрического поля заряженной пластины. Поле конденсатора.
Как поведёт себя электрон, влетевший в поле плоского конденсатора.
Занятие 49. Потенциал точки электростатического поля. Разность потенциалов.
Задачи 1 - 3 к занятиям 47 - 49 (электростатика).
Как графически изображают электростатические поля. Две характеристики поля.
Занятие 50. Как связаны между собой напряжённость и разность потенциалов? Потенциал поля заряженного шара.
Задачи 4 - 7 к занятиям 47 - 50.
Электроскоп. Что можно определить с помощью этого прибора?
Что произойдёт, если незаряженный проводник поместить в электростатическое поле?
Электрометр - прибор для измерения разности потенциалов.
Почему, находясь в электрическом поле Земли, мы не ощущаем его?
Искровой разряд. Электрическая природа молнии.
Занятие 51. Явление поляризации диэлектрика.
Задачи к занятию 51 на тему: "Поляризация диэлектриков"
Занятие 52. Почему внутри заряженного проводника электрического поля нет? Явление электростатической индукции.
Задачи к занятию 52.
Что означает понятие "электрическая ёмкость"?
Как оценить электроёмкость тела человека?
Что произойдёт, если два заряженных шара разной ёмкости соединить проволокой?
Как можно измерить потенциал и найти распределение заряда в проводнике с помощью заземлённого электрометра?
Занятие 53. Почему ёмкость проводника возрастает, если вблизи есть другое тело?
Как можно зарядить конденсатор? Процесс разрядки конденсатора.
Как повлияет введение металлической пластины между обкладками конденсатора на напряжение между обкладками?
Нахождение диэлектрической проницаемости диэлектрика.
Какой заряд пройдёт по проводам, соединяющим обкладки заряженного конденсатора, при удалении диэлектрика?
Рассчитаем работу по переносу заряда по замкнутому контуру в поле конденсатора.
Действие рентгеновских лучей, направленных на одну обкладку незаряженного плоского конденсатора.
С какой силой притягиваются друг к другу обкладки заряженного плоского воздушного конденсатора?
Какую работу надо совершить, чтобы раздвинуть обкладки заряженного плоского воздушного конденсатора на некоторое расстояние?
Нахождение заряда и напряжения на каждом конденсаторе при их последовательном соединении.
Подробнее о процессах зарядки и разрядки конденсатора.
Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.
Во сколько раз изменится ёмкость плоского конденсатора, если одну его половину заполнить эбонитом, а вторую - фарфором?
Задача на параллельное соединение конденсаторов одноимёнными и разноимёнными полюсами.
Связь между вектором напряжённости электрического поля и вектором смещения.
Плоский конденсатор частично заполнен стеклом. Как найти его ёмкость и напряжённость электрического поля в стекле?
Как найти ёмкость батареи, состоящей из одинаковых конденсаторов, включенных по одному в каждое ребро проволочного куба?
Занятие 54. Конденсаторные цепи. Первое и второе правила расчёта конденсаторных цепей.
Как найти ёмкость батареи одинаковых конденсаторов, соединённых в приведённой цепи?
Третье правило, применяемое при расчётах конденсаторных цепей.
Четвёртое правило, применяемое при расчётах конденсаторных цепей.
Как найти заряды конденсаторов в цепи, изображённой на рисунке?
Как найти напряжения на конденсаторах в цепи, изображённой на рисунке?
Подробнее о потенциальной энергии взаимодействия зарядов и потенциале точки электростатического поля.
Нахождение потенциальной энергии электростатического поля, созданного системой точечных зарядов. Занятие 55.
Три одинаковых заряда закреплены на одной прямой. Какую работу надо совершить, чтобы удалить средний заряд?
Энергия электростатического поля заряженного проводника. Как её найти?
Более чётко о нахождении энергии электростатического поля. Поле конденсатора.
Более чётко о нахождении энергии электростатического поля (продолжение).
Занятие 56. Постоянный электрический ток. Сила тока. Плотность тока.
Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. (Продолжение Занятия 56).
Последовательное и параллельное соединения сопротивлений.
Решение задач, условия которых даны в занятии 56.
Каким должно быть сопротивление амперметра?
Измерение напряжений. Каким должно быть сопротивление вольтметра?
Решение задач, условия которых даны в предыдущей статье.
Источники постоянного тока. Гальванический элемент. ЭДС источника.
Закон Ома для замкнутой цепи.
Можно ли амперметром, рассчитанным на некоторый ток, измерить во много раз больший ток?
Измерение напряжений в цепи. Добавочные сопротивления.
В каком случае вольтметр, подключенный к зажимам источника тока, даст его ЭДС, а в каких - напряжение во внешней цепи?
Решение задач на закон Ома для замкнутой цепи.
Что общего у гальванических элементов и аккумуляторов и какая разница между ними?
Опыты по демонстрации напряжения на зажимах источника тока. Короткое замыкание.
Занятие 57. Как рассчитывать сложные цепи постоянного тока?
Закон Ома для неоднородного участка цепи. Его применение к расчёту сложных цепей постоянного тока.
Метод узловых потенциалов - один из методов расчёта электрических цепей. Пример.
Применение метода узловых потенциалов к расчёту электрических цепей постоянного тока.
Правила Кирхгофа. Их применение к расчёту электрических цепей.
Метод контурных токов.
Задачи на применение правил Кирхгофа.
Применение закона Ома для цепи с конденсаторами.
Решение задач на закон Ома для цепи с конденсаторами.
Занятие 58. Тепловое действие тока. Закон Джоуля - Ленца.
Ссылки на статьи, начиная с теплового действия тока будут даны в конце Занятия 58.