Найти в Дзене
Финансовая газета

Кому выгодно послабление налогов для IT-сферы?

Оглавление

Почему послабления для технологических компаний не имеют отношения к социальной справедливости, кто от этого выиграет, а кто попытается на этом заработать. Эксперты “Финансового клуба” о новых инициативах президента.

Послабление налогов для IT-сферы поможет только крупным игрокам
Послабление налогов для IT-сферы поможет только крупным игрокам

Андрей Нечаев, председатель партии “Гражданская инициатива”

- Главная функция налогов - это пополнение бюджета. А дальше уже можно решать, направлять деньги на поддержку разных социальных групп или на танки Армата и оснащение Росгвардии. Сам по себе налог никакого отношения к социальной справедливости не имеет. Потому что даже при плоской шкале те, кто зарабатывает больше, платят в абсолютном выражении существенно больше. Выступление президента имеет символический характер, в том смысле, что после долгих дискуссий, в которых представители левых сил много говорили о введении прогрессивного налога, президент сказал, что готов из разряда академической дискуссии перевести этот процесс в конкретные налоговые действия.

Я тоже сторонник прогрессивной шкалы, но не в смысле повышения ставки, а в первую очередь в введении необлагаемого минимума подоходного налога и освобождения от НДФЛ малоимущих. Для них это будет форма реальной поддержки, это кардинальное изменение уровня жизни, хотя такие люди все равно останутся в категории бедных.

Но президент пошел по другому пути - по пути повышения. Оно абсолютно символическое. Он сам озвучил, что оно даст около 60 млрд рублей, которые пойдут на лечение больных детей. Детей, безусловно, лечить надо, но я бы хотел напомнить, что в нашей налоговой системе НДФЛ идет в региональные бюджеты и муниципальные бюджеты. А для них лечение детей не является приоритетной задачей. И тогда надо вносить изменения в налоговый кодекс, чтобы эти деньги из региональных и муниципальных бюджетов изымать и использовать на конкретную цель. В нашей ситуации такое изъятие будет ставить регионы в сложное положение.

Налоги выполняют с одной стороны фискальную функцию, с другой стороны стимулирующую. Те послабления по налогам, которые обещаны IT-компаниям - это реализация функции стимулирования сферы высоких технологий. И, если повышение НДФЛ - это приглашение к началу дискуссии. Я, кстати, не исключаю, что мы придем и к 20 и к 30% НДФЛ. Так вот, я надеюсь, что стимулирование бизнеса также станет распространенной практикой.

Евгений Гонтмахер, профессор ВШЭ

- Я не соглашусь с тем, то меняется ситуация с плоской шкалой. НДФЛ как был 13%, так и остался. Сейчас фактически ввели новый целевой налог. Следующим шагом будет формирование специального федерального бюджетного фонда, куда эти 2% будут идти. Это не отказ от плоской шкалы. Нет ни освобождения бедных слоев населения от подоходного налога, ни прогрессивной шкалы для тех, кто зарабатывает больше. Поэтому нельзя говорить о полноценной налоговой реформе. В обозримой перспективе никакая политическая целесообразность не позволит изменить 13% шкалу.

Что касается послаблений по налогам для IT-сферы, то давайте вспомним, кто у нас на этом рынке является основными игроками? Большие корпорации. Яндекс, Mail, Касперский. Для них это подарок. А для тех небольших компаний, которые работают в секторе, вполне возможно будет трудно под эти льготы попасть. Потому что маленьким компаниям придется долго и мучительно доказывать, что они имеют право на эти льготы. Мы любим айтишников, у нас президент болеет цифровизацией, как он сам сказал. Но современная экономика - это не только цифровизация. Я бы вообще освободил малый бизнес на год-два от налогов, тем более в условиях, когда такая сложная ситуация в экономике.

Возвращаясь к послаблениям для IT, а как быть с сокращением страховых выплат? Это сейчас в сегменте работают молодые люди, но через 20 лет они задумаются о пенсии, которая должна у них быть такой же, как у других граждан, а взносы они на эту пенсию платили значительно меньшие. И где тут социальная справедливость?

Сергей Марков, генеральный директор Института политических исследований

- Переход от плоской шкалы налогов к прогрессивной - это большой перелом. На протяжении двух десятилетий не было прогрессивной шкалы, но теперь маленький шажок в эту сторону сделан. Он касается только тех, кто получает от 500 тысяч рублей в месяц, а таких людей в стране очень мало. Тем более тех, кто получает такую зарплату “в белую”. Таких людей почти нет. И платить они будут никакие не 15%, а 13,5-13,7%. Но сейчас Путин уверен, что налоговая и социальные службы достаточно сильны для того, чтобы собирать этот новый налог. Если они с этим справятся, то можно будет вводить по-настоящему прогрессивную налоговую шкалу.

Что касается IT-компаний, то новыми послаблениями наверняка воспользуются компании, которые никакого отношения к этому сектору не имеют, но захотят получить послабления. 90% компаний будут именно такими. И самое интересное, удастся ли государству этот процесс контролировать. Если удастся, то оценка Путина, то государственные институты стали сильнее и способны теперь собирать диверсифицированные налоги, то это будет движение вперед. Иначе придется откатиться назад, как это уже много раз было.

Смотрите новые выпуски "Финансового клуба" каждую среду на нашей странице в Facebook