Осуществление фотографического замысла обычно предполагает ясности по трём основным вопросам, встающим перед фотографом:
Что я снимаю? Зачем я снимаю? Как я снимаю? Профессионал обычно решает одну задачу - «как?». Но в отличие от любителя, почти всегда знает конечный результат и делает это на очень высоком уровне. В то время как любителю приходится, хочет он того или нет, догадывается он об этом или нет, заниматься всеми тремя проблемами. Однако многие любители обычно этим не заморачиваются. Они действуют исходя из того, что помнят из ранее увиденного, из многочисленных сегодня популярных пособий на фотографические темы. По аналогии с профессионалами и у них главный обозначаемой проблемой становится этот же почти сакральный вопрос: «как?». И почти всегда воспроизводится весь набор нескольких клишированных приёмов заполнения площади кадра, исходя из нехитрых запросов снимающих. Потому, как и любители, и профессионалы действуют в этом случае одинаково. Профессионалам необходимо удовлетворить удобоваримые усреднённые запросы заказчика, который, в свою очередь, ориентируется на потребителя, а любителям, которые и являются, собственно, теми потребителями и следуют пиар-ходам и картинкам СМИ, тоже не нужно особых изысков. Главное, чтобы похоже было на «настоящие» карточки и понравилось родне и знакомым. Профессионал действует так, точно зная и понимая, что для него «что» и «зачем» решил заказчик. Профессионал - в рынке, он производит товар.
Тот товар, те карточки, которые войдут в анналы и породят массу подражателей-любителей. Процесс этот закольцован, и его невозможно подвергнуть даже малейшему сомнению. Любители подражают профессионалам, хотят они этого или нет... Правильно это или нет. Ответ лежит на поверхности. Пусть снимают как хотят, что хотят. Под кого угодно -под Родченко, Адамса, Брессона, Аведона, Ньютона - кого угодно.
Но когда такие ребята вылезают не на любительский уровень, пытаются сработать под профессионалов, где совсем другой спрос с фотографа, другой уровень работ, иные критерии оценки... И им указывают на это: любая копия - подражание, чужое, списывающее из-под руки соседа.
Хочешь быть участником профессионального рынка, выставляться на равных со специалистами, в плотном строю рабов фотографии шагать по жизни? Расти, учись, совершенствуйся, становись таким же, как они. Профессиональный фотограф - это образ жизни, целенаправленное мышление и своё отношение к миру. Это служение выбранному раз и навсегда занятию. Это целая жизнь и судьба.
Не зря говорят: кто как думает, тот так и фотографирует. Фотография - процесс размышления жизни. Фотоаппарат - не просто механическое приспособление. Фотограф - не просто подносчик аппарата к месту съемки. Фотосъемка - не техническое действие. Фотография - послание всем нам, мир в понимании автора. дате над этим...
"Всего три основных вопроса: что? зачем? как? Третий вопрос не случайно оказался последним - это вопрос технологии. Вопрос появления продукта деятельности фотографа - рождение фотографии.
Поговорим...
Фотограф сам не создаёт ничего, просто он размышляет над увиденным, отмечает про себя интересующие его моменты и фиксирует их - так появляется то, что мы называем Фотографией: площадь, ограниченная рамкой фотокадра, поверхность с графическими, зафиксированными на ней условными знаками...
В них и зафиксировано то, что хотел донести до нас фотограф. Чтение таких знаков - уже сам по себе увлекательное занятие, уже метафизический уровень. Мир устроен так, что в нём почти равномерно замешено хорошего и плохого, белого и чёрного, явного и тайного. Фотография - послание, в котором всё это есть. Важна пропорция, которая и определяет смысл изображаемого. Есть фотографы, снимающие свои снимки с щедрой философской подкладкой, обильно проступающей из-под простецких формотворческих опытов, сразу вызывающих подозрение в фотографической несостоятельности. «Общение» с фотографией, её рассматривание - это игра со смыслами; фотография, как говорилось выше, - сумма знаков, расшифровка их есть занятие интеллекта. Чем он выше, тем игра интереснее.
Подумайте над этим.
Что? Зачем? Как?
Интересно, в процессе создания фотографии какой вопрос ставит себе фотограф вначале: «что?» или «зачем?» А может быть, сразу «Как?»?
«Что?» - это значит определить сюжетную канву кадра, его главную тему.
«Зачем?» - вопрос о значимости, проблемности и смысле снимаемого, это то, что хочет сказать нам фотограф.
«Как?» - это вопрос средств достижения цели, вопрос организации площади кадра, то, что мы называем композицией.
Думается, вначале решается, «что опять?», то есть выбирается тема, сюжет. Потом - «зачем?», то есть продумывается, а что это будет означать для зрителя, для того, кто будет это смотреть. Затем всплывает, как это сделать.
Думаю, цепочка действий выглядит так или почти так.. Так вот, любители часто не задумываются над этим. Профессионал сразу решает третью часть общей проблемы, а вот для любителя иногда главной частью становится «зачем?». Щёлкнуть камерой - одна сотая секунды, что дальше?.. Что делать с отснятым? О том, что снимать. Тоже проблема. Можно удачно щелкать налево и направо, благо современная техника это позволяет. А дальше? Что из отснятого оставить? Зачем? Это выползает на первый план. Но если решено, что и зачем снять, напрашивается - как? Вот проблема, которая более и чаще всего волнует увлекающихся фотографией.
Размещение объектов кадра. От этого, и только от этого зависит успех снятого. Только композицию решают сюжет и смысл снимаемого. Формальное содержание зависит от этого на сто процентов. Вот эти вещи иногда не связываются в сознании «фотиков». фотограф работает с пространством кадра, светом и цветом. Сюжет задаёт композиционное решение, определяет приоритет объектов: главное, второстепенное, их графическое решение. Свет подчёркивает это решение. Цветовая гамма, колорит - создают настроение, чувство, состояние сопряжения объектов.
Все это и рождает кадр. Многие ошибочно думают, что композиции присущи какие-то особые законы и правила, по которым она строится. Тут другое. Существует мнение, что произведения искусства творятся на подсознательном уровне. Вспомните - многие композиторы и поэты часто говорят о том, что они только записывают то, что снисходит им «сверху». Видимо^ и на самом деле существует аура особых условий сотворения гениального в искусстве и жизни. Какие уж тут рамки и границы! Творцу виднее, что и как. Другое дело, когда мы смотрим на что-то уже существующее, созданное кем-то. Мы в этом случае не творцы, не художники, мы зрители. Мы должны, если хотим понять показываемое нам, расшифровать код создателя и понять его ход мысли. Вот тут-то и начинают действовать, независимо от нас, законы и правила, по которым мы воспринимаем этот мир. Их называют законами визуального восприятия.
В основе их лежат медико-физиологические особенности устройства органов зрения человека. Это отражается на многих наших вещах в жизни.
Так, нас не удивляет, что мы пишем слева направо. Осматриваемся по сторонам тоже слева направо. Ход времени стрелок на часах - тоже слева направо. Солнце по небосклону движется - сами посмотрите, как. Белое больше, чем чёрное. Верх «легче» низа. Умиротворяющее, равномерное, торжественно-нарядное - в центре. Человек видит стереоскопично. Ближний предмет более выпуклый, далее предметы всё больше плоские. Большое нам кажется ближе. Вертикаль уводит глаз вверх, рождая ощущение красоты. Горизонталь определяет направление. Рассматривая любое изображение, мы бессознательно строим оси: горизонтальную и вертикальную, проходящие прямо через центр условного кадра. Пропорции устанавливают смысловую и композиционную зависимость на плоскости кадра. Планы делят глубинную структуру кадра. Подмеченные исторической практикой желательные комфортные пропорции вылились в правила золотого сечения. Это «пожелания» нашего зрения, «совет» делать так, чтобы не раздражать его, создавать гармонию. И именно исходя из этого мы смотрим на фотографию. Глаз устраивается видеть так, как удобно видеть мозгу. Видим-то мы мозгом. Он определяет зоны, объекты, их взаимное расположение - то, что определяет композицию. Бывает, композиции в искусстве заставляют создавать композиции в жизни. Это о создании среды окружения человека: архитектура, дизайн быта, люди, наконец, и много, много чего ещё. Всё искусство делится на композиции, но не определяется ими.
Поговорим...
Продолжение следует...
2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)
3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)
4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)
9. Фотография в сравнении с другими искусствами, младенец. (09)
10. Какая определить что фотография "хорошая" или "плохая". (10)
11. Три вопроса фотографа. Что я снимаю, зачем я снимаю, как я снимаю. (11)