Найти тему
Арт с котом

Рождение Марии или Рождение Иоанна: что происходит на картине из Эрмитажа и зачем там кошка

Якопо Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя (Рождество Иоанна Крестителя). 1550-е. Холст, масло. 181x266 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Якопо Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя (Рождество Иоанна Крестителя). 1550-е. Холст, масло. 181x266 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эта картина Тинторетто в Эрмитаже с 1772 года: Екатерина II купила произведения из собрания Пьера Кроза у барона де Тьера, одного из его наследников, и это полотно было среди них.

Пьер Кроза и его брат Антуан были богатейшими людьми Франции во времена Людовика XIV : они кредитовали королевский двор. Пьер при жизни получил прозвище Бедняк - за то, что слишком много тратил на свою художественную коллекцию. Вот лишь несколько шедевров, которые вместе с картиной Тинторетто были куплены у наследников Кроза для Эрмитажа: "Даная" Рембрандта, "Юдифь" Джорджоне, "Вакх" и "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса, автопортрет ван Дейка. Это было самое значительное поступление шедевров в Эрмитаж. А переговоры о покупке коллекции от имени императрицы вёл Дени Дидро.

А вот ещё один эрмитажный шедевр из коллекции Кроза - и тоже с котиком. Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка. 1730-е. Холст, масло. 	 37,5x42,7 см
А вот ещё один эрмитажный шедевр из коллекции Кроза - и тоже с котиком. Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка. 1730-е. Холст, масло. 37,5x42,7 см

Но вернёмся к картине Тинторетто. Интересно, что ценители искусства не сразу разобрались, что именно изображено на ней. В 17-в веке это полотно принадлежало кардиналу Мазарини - и числилось в его собрании под названием "Рождество Марии" (момент появления на свет будущей матери Иисуса Христа - тоже популярный сюжет в живописи). Но в Эрмитаж картина прибыла уже как "Рождество Иоанна Крестителя"

Эта история рассказана в Евангелии от Луки. Родители Иоанна - Захария и Елисавета - достигли уже преклонного возраста, а детей не имели. Бездетность считалась несчастьем и даже позором - так что окружающие злословили о паре. Они же, хоть и были немолоды, продолжали молиться о потомстве. Молитвы были услышаны.

Захария был священником. Однажды в храме он увидел Архангела Гавриила, который предсказал рождение сына, его имя и судьбу. Захария ангелу не поверил, за что тот наказал его немотой (дар речи к немолодому отцу вернётся, когда он будет выбирать имя для сына и вспомнит соответствующее предсказание).

Фрагмент картины Тинторетто. Склоняется к младенцу  Иоанну не его мать, а кормилица.
Фрагмент картины Тинторетто. Склоняется к младенцу Иоанну не его мать, а кормилица.

Мать Иоанна Крестителя Елисавета была родственницей Девы Марии (двоюродной сестрой). Так что Мария присутствует на этой картине Тинторетто: женщина с нимбом над головой, держащая младенца Иоанна, это Мария. И Мария скоро родит Иисуса Христа: считается, что Иоанн старше Иисуса всего на полгода.

Изображённая на картине сцена разворачивается в антураже богатого венецианского дома: Тинторетто, Веронезе, Тициан и их менее именитые современники часто переносили библейские события в современные для них (и их зрителей) интерьеры, а также одевали героев этих историй по моде своего времени. Мраморный пол, шикарная резная кровать, роскошный шёлковый балдахин... Достойное семейство.

Фрагмент картины Тинторетто у утомлённой родами Елисаветой.
Фрагмент картины Тинторетто у утомлённой родами Елисаветой.

В этой современной, по меркам Тинторетто, картине много не только роскоши, но и религиозного, символического смысла. Чтобы найти его, присмотримся к деталям:

Фрагмент картины Тинтореттос  купелью.
Фрагмент картины Тинтореттос купелью.

Пустая купель символизирует чистоту Иоанна и предрекает, что он будет крестить Иисуса.

Фрагмент картины Тинторетто с петушком, кошкой и сожжёнными костями.
Фрагмент картины Тинторетто с петушком, кошкой и сожжёнными костями.

Молодой петушок - предвестник солнца, по аналогии с тем, как Иоанн - предшественник (предтеча) Христа.

Кошка, крадущаяся к петушку, по мнению искусствоведа, ведущего научного сотрудника Эрмитажа Ирины Артемьевой, символизирует ночь и смерть.

Сожжённые кости животных (в медном тазу рядом с кошкой) - с одной стороны, бытовая деталь (с их помощью очищали воду), с другой - намёк на будущее мученичество Иоанна (его останки сожгут, ещё и смешав с костями животных, а прах развеют).

Сожжение костей - это так называемое второе мученичество Иоанна крестителя. А сначала ему отрубят голову (и художники напишут сотни картин, изображающих и сам процесс, и Саломею с головой Иоанна на блюде). Уж напророчила недобрая кошка...