Во второй половине XVIII в. все внутренние дела казачества, суд и расправа между тяжущимися сторонами чинились ещё по древнему казачьему обычаю в войсковой канцелярии и войсковых кругах.
Об учреждении означенной канцелярии, как законного учреждения, ни в одном из исторических актов указаний не имеется. В 1765 г. войсковой атаман Степан Данилович Ефремов, известный в истории Дона своим стремлением к автономии войска, представил на усмотрение правительства свой проект "о приведении правления войсковой канцелярии в настоящее законное учреждение, с предоставлением ей права всякое дело рассматривать по законам, решать и сочинённые определения крепить". Следовательно, войсковая канцелярия в управлении краем до того времени не играла никакой существенной роли, а только принимала жалобы и челобитные, а все дела решались Войсковым Кругом, состоявшим из старшин под председательством войскового атамана. Но в важных случаях жизни края всегда собирался прежний всенародный Войсковой Круг, долженствовавшиий решить ту или другую историческую задачу и служивший единственным выразителем мнения всего войска Донского. Так, например, 1-го окт. 1770г., по случаю отозвания в Петербург войскового атамана Степана Даниловича Ефремова, насильственного переселения казаков в Азов и Таганрог, толков "о регулярстве" и проч., в Черкасске собрался Войсковой Круг из отставных и служилых казаков, выростков и малолетков, даже приглашены малороссияне. "Страшно шумел казачий Круг. Все казаки как один стали за своего атамана, а генерала Черепова, присланного на Дон, чуть не побили камнями. Это событие известно под названием "Череповского бунта.".
В 1782 г., при известном войсковом атамане Алексее Ивановиче Иловайском, в виду поголовного ополчения войска для действий против ногайцев и черкесов, также был собран чрезвычайный Войсковой Круг для решения вопроса о немедленном выступлении казаков и о способах их снаряжения и продовольствия. В 1792 г., при том же атамане, по случаю насильственного переселения нескольких казачьих полков на кубанскую линию, для того, чтобы привести её в лучшее оборонительное положение, был также составлен всенародный круг в Черкасске:. "и большое волнение от тех казаков и великий был в городе страх, думали, что от них будет дурное. Едва утушился тот мятеж, и солнце было в кругу весь день", говорить очевидец этого бунта, есаул Капылов. Войскового атамана казаки заставили ехать в Петербург хлопотать об отмене переселения на Кубань, а бригадир Платов спешно уехал на кубанскую линию для успокоения оставшихся там полков. Насильственное переселение было отменено, а вместо него предоставлено было станицам по древнему их обычаю самим назначать семейства, желающие переселиться. Но станицы Есауловская, Кобылянская, две Чирских и Пятиизбянская обнаружили решительное сопротивление этим распоряжениям. Отрешив от должностей своих станичных атаманов и подписных стариков и выбрав вместо них других, казаки этих станиц дали клятву друг друга не выдавать, укрепили станицы, поставили пушки и стражу; даже было получено известие, что с весной станицы эти намереваются идти в Черкасск, забрать все регалии и выбрать другого войскового атамана. Бунт этот был подавлен при помощи присланных регулярных войск, при чем с непослушными казаками было поступлено, как и при Петре Великом: 48 старшин и 298 казаков были закованы в кандалы, 1645 человек наказаны плетьми; далее, по приказанию военной коллегии и приговору следственной комиссии, есаул Рубцов, главный зачинщик, был наказан кнутом и сослан в Сибирь, а 146 его сообщников отправлены в ссылку. Переселение на Кубань было в части отменено, т. е. вместо 3 тысяч семейств, предположенных к переселению, ограничились лишь одной тысячью.
Хотя в 1775 г. по мысли князя Потемкина на Дону было введено особое бюрократическое управление под названием "войсковое гражданское правительство", совсем неприменимое к быту казаков, состоявшее из войскового атамана, 2-х старшин по назначению, 2-х по выбору на 1 год, 2-х комиссаров по исправному содержанию почт, продовольствию войск и пр. и 2-х войсковых есаулов, по выбору атамана, а также 9 канцелярских служителей, но, несмотря на это, в позднейших актах по-прежнему всегда продолжала упоминаться упразднённая войсковая канцелярия.
Видимо, нововведённое гражданское правительство не могло пустить глубоких корней, и донские правители старались всегда возвратиться к старому порядку. Выразителем же желаний и стремлений всего войска в важных случаях его жизни, по старым казачьим традициям, был всегда всенародный Войсковой Круг, хотя и официально упразднённый. Никакие мудрствования Потемкина и других правителей не могли заглушить в душе свободолюбивых сынов Дона стремлений к общинному устройству и управлению, выражавшемуся в Войсковом Круге.
То, что создавалось целыми веками, быть может даже тысячелетиями, что составляло духовную основу, нравственный принцип, так сказать, социальный культ не только Донского, но и всего казачества, не могло быть уничтожено мудрствованиями случайных правителей. Всякие распоряжения, клонящиеся к подрыву или сокращению исконных, веками освящённых прав народа, могут только вести не к прогрессивному движению умственных и нравственных сил его, а к обратному. Следовательно, историю нужно рассматривать не со стороны каких-либо правительственных распоряжений и приказов, вообще официальных бумаг, втискивая в рамки этих распоряжений целый народ, целую нацию, с её своеобразным древним правлением, мировоззрением, нравами, обычаями, верованиями, а со стороны культурного движения народа. А этого-то и не учитывали верховные правители, воображая, что достаточно, мол, одного указа, чтобы повернуть течение жизни по желаемому руслу.
Навязывать народу несвойственное ему правление, подчинять тем или иным распоряжениям - преступно. Это всегда ведёт, как нам говорит история, к народному ропоту, волнениям и даже к открытым бунтам и восстаниям. Хотя в Черкасске до 1775 г. заседала войсковая канцелярия с атаманом и наличными старшинами, а с этого времени гражданское правительство, в станицах же Дона действовал все время, даже до сего дня, станичный круг, или станичный сбор, и редкий из стариков вам не расскажет, как в сороковых, пятидесятых и даже позднейших годах все дела по проступкам и преступлениям в станицах и хуторах Дона, касающиеся нравственности, чести, обид, собственности и проч. решались собранием стариков и ни до какого начальства не доходили; все были довольны и дальше не жаловались. Об этом же говорят в своих записках и Евлампий Котельников в 1818 г. и св. Пивоваров в 1820-1840 г.г.
Евлампий Котельников в своей записке о Верхне-Курмоярской станице отмечает ешё довольно интересную сторону обычая казаков, просуществовавшего до 1750 года. Это своеобразная женитьба их. Доставши девушку, жених с невестою являлся на станичный сбор, молился и кланялся на четыре стороны и говорил: “Ты, скит, Настя, будь мне жена!”. Невеста кланялась ему в ноги и отвечала: “А ты, скит, Гаврила, будь мне муж”. И тут целовались при общем поздравлении. Так жили и рождали детей. Венчание в церкви или часовне, если она была, было не обязательно. Развод был также очень прост. Муж выводил жену на сбор и говорил: “Вот, скит, честная станица, она мне не жена, а я ей не муж”. Разведённую жену тут же мог взять другой, накрывши ее своей полой и объявив об этом сбору с такими же примолвиями.
Священник Пивоваров в своих записках говорит, что подобного рода обычай существовал в некоторых станицах среднего течения Дона ещё в двадцатых годах прошлого столетия. Хотя такие браки не редко скреплялись венчанием какого-нибудь беглого попа или монаха, часто около стола или телеги, если дело происходило где либо на ярмарке, но это нисколько не удерживало казаков вновь разводиться и искать себе новых жён. Пивоваров служил священником с 20 по 40 годы в станицах Ведерниковской и Нижне-Каргальской, где как в то время, так и в настоящее, население большею частью держалось и держится сектантства и старообрядчества, а потому описываемые им браки отчасти надо отнести к исповедывающим эти вероучения .
По смерти атамана Иловайскаго, в 1796 г. Павел I хотел назначить войсковым атаманом известного заслуженного генерала Федора Петровича Денисова, впоследствии графа, но тот отказался от этого назначения, сославшись на свою старость и малограмотность, а просил царя предоставить эту должность своему зятю, генералу Орлову. Просьба эта была уважена.
Одним из первых распоряжений Павла I относительно войска Донского было уничтожение учреждённого по мысли Потемкина войскового гражданского правительства и восстановление прежней войсковой канцелярии. В царском указе атаману Орлову по этому делу было сказано: “что же касается до вкравшихся злоупотреблений и сделанных перемен князем Потемкиным, то вам принадлежит – первые искоренять, а мне последних не одобрять, яко клонящихся всегда к истреблению общественного порядка вещей”.
В канцелярии по-прежнему должны были присутствовать войсковой атаман с наличными старшинами. Все бумаги должны быть писаны на имя войскового атамана и войска Донского.
Реформа коснулась и станичных управлений, как это видно из наказа атамана Орлова станицам.
Евграф Савельев. Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.
Продолжение темы:
До XVIII в., Войсковой Круг на Дону -- государствообразующий демократический институт, Войсковой Атаман -- глава правительства.
Разные казаки носили свои разные родо-племенные народные костюмы. Пример заблуждения имперско-лапотного мышления историков.
Великороссийский говор не есть природный для казака, предки его говорили на каком-то другом наречии. -- подметил Евграф Савельев
О кругозоре и массовой безграмотности Донских Казаков.
Попытки Московскаго правительства увеличить число Казаковъ на Дону въ срединѣ XVII-го вѣка.
Народная медицина Донских Казаков -- языческие знания от древнейших предков: травничество, снадобья, заговоры, обереги,..
Говор Донских Казаков -- объект культурного нематериального наследия, согласно Конвенции ЮНЕСКО 2003 года.
До XVIII века Донские Казаки куреней не строили.
XVII в. О владении Донскими Казаками якобы русскими городами и союзе донцов с Крымским ханством и Ногайской ордой.
Почему Донские Казаки исповедывают авраамическую (семитскую) религию -- христианство? Смутно угадываемая причина.
С XVI века, торговля -- основной источник дохода Донских Казаков.
О сбережении казачьего исторического и культурного наследия. В частности, на Дону.
Очередной казачий самогеноцид. XVII в. Казаки-низовцы против казаков-разинцев. Донцы-никонианцы против казаков-староверов.
XIV-XVI вв. По распаду Золотой Орды, сход казаков на Дон -- черкасы и черкесы, ушкуйники и рязанцы, азовцы и севрюки,..
Языческая СВАСТИКА и иные ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ-ОБЕРЕГИ в убранстве ВОЙСКОВОГО ВСЕКАЗАЧЬЕГО ПАТРИАРШЕГО СОБОРА в Новочеркасске.
Последствия булавинского восстания -- конец вольницы Донских Казаков. XVIII век.
XVII в. Социальное расслоение у Донских Казаков -- домовитые и голутвенные.