Это очередной шедевр Эрмитажа - портрет камеристки инфанты Изабеллы. Но, скорее всего - портрет дочери художника, которая умерла в 12-летнем возрасте. А он изобразил её здесь такой, какой бы она могла стать, если бы выросла. Чудесный, поэтичный портрет, настолько нетипичный для Рубенса, что до сих пор высказываются предположения, что это не он.
Рубенс был дипломатом, и по сути, и по должности - исполнял щекотливые поручения, договаривался о войне и мире, был человеком, посвященным в интриги европейских монархов. Он был очень закрытым во всем, что касалось его семьи и личной жизни - своеобразная профдеформация. Тем ценнее те его работы, которые делались не для заказчиков, а для себя.
Первым браком Рубенс был женат на Изабелле Брант - вот этой красавице в щегольской шляпе. Лососевого цвета чулки самого Рубенса меня поразили в самое сердце, когда я увидела этот знаменитый автопортрет в Мюнхенской пинакотеке. Пара модников в понятиях 17 века.
У пары было трое детей, старшая из которых Клара Серена умерла в возрасте 12 лет от чахотки. Сохранилось 4 портрета, физиогномическое сходство между которыми навело исследователей на мысль, что это именно она.
Первые два совсем детские, а вот рисунок из венской Альбертины и эрмитажный портрет выполнены как минимум через три года после ее смерти. На рисунке была надпись "Придворная дама инфанты Брюссельской" и портрет из Эрмитажа стали называть портретом камеристки.
Но внешнее сходство с детскими портретами Клары столь явное, что родилась гипотеза о том, что возможно Рубенс действительно делал набросок с камеристки, которая чем-то напомнила ему об ушедшей дочери. И он придал камеристке ее черты с учетом возраста.
И действительно, портрет настолько пронзительный, что хочется верить в эту трогательную историю о том, как безутешный отец вернул дочь к жизни силой своего таланта.