Часто системное мышление называют одним из ключевых навыков руководителей, да и в целом успешных людей. В этой статье поделюсь своими соображениями насчет того, что из себя представляет этот навык, и можно ли его развить.
Что значит мыслить системно?
Впервые я это ощутила, когда училась в университете. В школе знания немного не так преподносятся (ну, или так казалось просто). В университете, когда ты учишься на конкретную специальность, ощутить системность оказалось проще. Каждая дисциплина - это выстроенная система, а в целом программа обучения - это система из систем, которая делает из студента "объемного" специалиста. Но не всем из однокурсников эта система была видна. Не все могли увязать в своей голове взаимосвязь микроэкономики и, например, физики для практического применения. Для меня же, наверно, системность мышления была самым важным приобретением в университете. При том, что 70% дисциплин мне не пригодились, да и не пригодятся уже, скорее всего, никогда.
"Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. " Одно из определений.
И что это значит?
- Ты видишь всю "картину" целиком (всю систему), как бы издалека.
- Ты видишь каждый отдельный элемент этой системы.
- Ты видишь взаимосвязи этих элементов внутри системы. То есть понимаешь, как изменения одного элемента повлияют на другие элементы и на всю систему в целом.
- Ты видишь взаимосвязь этой системы с внешними системами.
- Ты можешь это все одновременно держать в голове и учитывать при анализе или принятии решений.
Звучит сложно, но, на самом деле, это встроенное свойство мышления для человека, необходимое для выживания в стае. Эту идею я прочитала в книгах психиатра А. Курпатова (горячо их рекомендую), где доступным языком описывается работа нашего мозга.
Что такое стая? Это открытая система (открытая - значит, взаимодействует с другими системами, влияет на них и подвержена влиянию), которая состоит из особей стаи, общих правил, традиций. У стаи есть своя система ценностей, знаний, иерархия, которые служат цели выживания стаи и каждой отдельной особи. То есть, чтобы тебя не выгнали из нее, и ты не погиб в одиночестве, не загрызли, ты должен хорошо ориентироваться в своей стае: запоминать, кто есть кто; с кем можно выпендриваться, а кто вожак; кто твоя самка, а кто чужая; чья очередь идти на охоту, а чья - мыть копья. И вообще, кто свой, а кто чужой. Прекрасно понимать роли при взаимодействии с внешней средой. То есть, необходимо системно мыслить и выстраивать даже логические цепочки разной сложности, для того, чтобы оставаться в стае и занять в ее иерархии подобающее место.
Это значит, что человек, растущий в социуме и обладающей здоровой психикой, в целом имеет потенциальную способность мыслить системно.
А почему не все в итоге этим качеством обладают?
Как мне кажется, это связано с современным устройством мира. Проблема выживания остро не стоит (обычно), нет необходимости даже сильно взаимодействовать с социумом, чтобы выживать, а также гиперопека родителей в детстве и даже гиперопека государства лишают нас необходимости сильно напрягать наш мозг. Впервые системность мышления хорошо развивается при общении в коллективах: детском саду, школе, даже дома. И чем больше количество людей, с которым в детстве нужно находить общий язык, тем больше "ячеек" в головушке образуется, чтобы потом их использовать для других, не только социальных целей. Вы наверняка обратили внимание, что люди, выросшие в опасной среде, могут не иметь образования и знаний, но соображают очень быстро и по-житейски мудры.
Поэтому детям важно общаться со сверстниками, строить отношения, делить власть, даже драться. Там уже можно понять, кто ты есть, свою роль и положение в иерархии. Лидера и отщепенца сразу видно :) И чем меньше взрослые вмешиваются, тем лучше ( но не исключая вмешательство совсем, конечно).
Итак, мы выяснили, что способность мыслить системно есть у каждого, кто рос в социуме хотя бы из 2 человек. Но не все это умеют применять в жизни.
Если интересна эта тема, рекомендую также книгу "Азбука системного мышления" Донелла Х. Медоуз.
Можно ли развить системное мышление?
Мое мнение (и не только мое) - можно.
Предлагаю вам варианты:
1. Обучение в ВУЗе.
Именно по нашей отличной советской системе обучения, когда есть составленная программа из множества предметов - для получения одной специальности. Как я говорила в начале статьи, системность изучения предметов, их взаимосвязанность приучает мозг к такому образу мышления. И учит учиться, что самое важное.
Но, должна оговориться (поскольку господа, читающие мои статьи и оставляющие комментарии, очень любят придираться к чему-то, не имеющего прямого отношения к теме, но, скорее всего, из-за этого статьи станут сильно длиннее):
1. У меня два красных диплома по разным направлениям, и я не считаю нашу систему высшего образования хорошей для обучения специалистов, особенно узких: то есть, мало кто после ВУЗа готов сразу эффективно работать, требуется еще доучиваться и переучиваться в процессе работы. Возможно, не всех специальностей это касается, не берусь утверждать. Но в большинстве случаев, специалисты выходят очень сырые и недоученные.
2. Не все ВУЗы одинаково хороши в этом отношении. Можно быть более-менее уверенным в старых престижных учебных заведениях, где в коридорах еще пахнет Советским Союзом или даже Российской Империей.
2. Чтение книг.
Да-да, чтение хорошей литературы прекрасно тренирует мозг по всем фронтам. Просмотр видео, аудиокниги, статьи (на Дзене в том числе) в этом плане очень проигрывают. Даже не столь важно, художественная это литература или научно-популярная. Только читать тоже надо уметь. Лучше не торопиться, читать вдумчиво, останавливаясь на осмысление прочитанного, подчеркивать карандашиком или выписывать интересные мысли. Обязательно в голове это все переварить (мы для этого в школе сочинения и писали, чтобы научиться читать и думать), сделать выводы, поискать в реальной жизни аналоги персонажей/взаимоотношений или событий, подтверждения и опровержения фактам.
Начать рекомендую с книги Мортимера Адлера "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений."
Я еще во всех статьях упоминаю о том, чтобы действовать, когда читаешь книжки, применять советы оттуда, а не просто покивать и пойти дальше, но об этом - в других статьях :)
Писать книжки, романы, сценарии - еще круче. Но для этого сначала - много читать. Без системности изложения ничего путного не выйдет.
3. Ну и, на десерт, самый доступный способ, даже если ты не умеешь читать и не можешь пойти учиться, но, наверно, самый эффективный: РЕФЛЕКСИЯ.
Что я имею в виду? Анализ происходящего с точки зрения стаи/ системы. Тут подойдет любое событие и любой материал.
Например, вы посмотрели киношку. Даже плохую, не важно. А теперь выстройте в голове мир с точки зрения главного персонажа, мотивы его поступков, кто есть кто для него. А теперь ту же ситуацию с точки зрения другого персонажа. Пятого, десятого. А теперь подумайте про фильм с точки зрения картинки: операторской работы, цветовых решений, почему так, а не иначе. А еще подумайте, как бы этот фильм увидела и приняла ваша бабушка. И держите все то в голове одновременно! Тренировочка нехилая, правда?
Для меня, например, просмотр кино не был отдыхом, когда я трудилась в сфере кинопроизводства. Потому что каждое кино я смотрела одновременно как актриса, как сценарист, как режиссер, оператор и художник-постановщик.. и немного как зритель. Параллельно получая впечатления и проводя работу по вскрытию этого кино и разделению на составные части, чтобы потом применить это в своей работе. Попкорн в горле застревал)
Так же можно работать над любым событием в жизни. Например, разложить один разговор с коллегой. Кто, что, почему сказал, удерживая в голове вашу систему отношений, его систему отношений с другими людьми, свою систему отношений с другими людьми, внешние факторы, ваше прошлое, его прошлое, вашу общую историю. Попробовать смоделировать, что может произойти, скажи или поступи вы по-другому.
Это можно делать просто как тренировку, когда вы едете в транспорте или прогуливаетесь. Хорошо также вести дневник, анализируя там ключевые события дня, систематизируя свои мысли. Заодно и расхламляя голову от навязчивых "думок".
Надеюсь, вам было полезно и интересно.