Найти тему
X5 Group

История первого «Перекрёстка»

Этот материал вышел 5 июня 2020 года

5 июня «Перекрёсток» отмечает 25-летие. Первый супермаркет сети открылся в Ангеловом переулке в московском районе Митино в 1995 году. Так началась современная история российскго ритейла. Супермаркет создавался как уникальное место, куда было бы приятно зайти, где покупки приносят приятные эмоции и куда хочется вернуться. О том, каким он был, как менялся и продолжает меняться, рассказывают сотрудники  свидетели того, как все начиналось.

В 1995 году Митино было развивающимся московским районом. Его инфраструктура только налаживалась, и магазинов, даже продовольственных, насчитывалось немного. И вдруг — новость о появлении нового современного универсама. Для местных жителей это стало событием районного масштаба, для соседей – предметом зависти. К тому же некоторые митинцы нашли в «Перекрёстке» перспективную работу — большая удача для середины 1990-х.

С супермаркета в Митино начинала карьеру бизнес-консультант Управления проектов IT Татьяна Безрукавая:

«Я наблюдала за магазином с момента стройки, с первого кирпича. Бесконечно стучали молотки, что-то перестраивали, выбивали новый выход с торца. Все нервничали, гадали, что же у нас будет? Но когда он открылся, мы были счастливы».

Реальность превзошла ожидания. Новый магазин оказался не просто «новым», он был принципиально другим. Чудеса начинались прямо с порога. Снабженные датчиком движения стеклянные двери, которые сами открывались перед посетителями, были на тот момент новинкой. И сразу же стали предметом повышенного внимания со стороны школьников младших и даже старших классов. Внимание было настолько сильным, что двери два или три раза меняли — не справлялись с «популярностью» из-за высокой нагрузки.

За порогом покупателей встречал аромат свежего хлеба, который пекли тут же, в магазине. И это тоже было настоящим новаторством: в то время его обычно привозили в деревянных лотках с хлебозаводов.

«Своя пекарня в каждом магазине большая или малая, полного цикла или с заморозкой - особенность нашей компании. Поэтому у нас всегда пахнет хлебом. И я, чувствуя этот запах, испытываю состояние счастья, спокойствия, мира», — говорит Татьяна Безрукавая.

Хлеб был единственным товаром, который продавали «по старинке» — через прилавок. Остальные отделы работали по формату самообслуживания.

Продавец-кассир Наталья Лукшина признается, что вначале не хотела работать с продовольственными товарами. Но когда увидела ярко освещенный большой зал, стеллажи, передумала: стало интересно, а что же будет дальше:

«Это был единственный в то время магазин самообслуживания! Любой покупатель мог самостоятельно взять товар, не дожидаясь, пока его обслужит продавец: по тем временам просто шок! Помню, как мы ждали, когда на прилавки выложат первый товар не терпелось увидеть, как все это будет выглядеть».

Сегодня выкладка товара – целая наука, а раньше никаких планограмм и мерчендайзеров не было: опирались на самые простые правила товарного соседства, рыба отдельно, мороженое отдельно. Другая примета того времени: многие продукты, такие, как макароны, сахар или муку, привозили в больших мешках, а затем фасовщики раскладывали их по пакетам.

В день открытия сильные эмоции испытали не только покупатели. Волновались и продавцы, и кассиры: все новое, незнакомое, да еще такое количество народа!

Работа кассира была гораздо сложнее. Взять хотя бы тот же хлеб. Сейчас после выпечки его заворачивают в пакет, наклеивают этикетку со штрих-кодом – и он опознается на кассе в доли секунды. В середине 1990-х коды вводились вручную. А чтобы его ввести, кассир должен был сначала определить, что это за хлеб, а потом найти соответствующий ему код в специальном блокнотике, где было записано до полусотни наименований хлебобулочных изделий.

Пиво, как и сейчас, продавалось в таре разного объема. Только если сейчас кассир сканирует штрих-код на бутылке — и на это все, раньше приходилось пробивать отдельно бутылку и отдельно — напиток. То есть, сначала отследить, что лежит на ленте, затем правильно набрать шестизначный код тары, и только потом — код самого напитка.

Менеджер рассчетно-кассового узла Татьяна Плахова сменила много должностей — от кассира, старшего кассира и инкассатора — до заместителя начальника кассового узла, но верность своему первому магазину в Митино-1 сохранила. Не перешла в другой «Перекресток», даже поменяв место жительства.

«Мы занимались только документами и сдачей денег инкассаторам банка. Но документов было очень много, а процесс — намного сложнее, чем сейчас, — вспоминает она о своей работе инкассатором. — Так, выручку магазина за день требовалось отразить в десятке отчетов. Сейчас никаких отчетов мы не составляем, просто закрываем кассовый день, приходные и расходные ордера, и бухгалтерия все это сразу же видит. Все как на ладони!»

Дегустации были для покупателей отдельным событием и потрясением.

«На первой дегустации мороженого «Баскин Роббинс» у нас стояла молоденькая девочка, — вспоминает Наталья Лукшина. — Народу было, как на демонстрации. Она и растерялась. Поставила мороженое и стоит смотрит. В результате одни покупатели накручивают вокруг круги и «угощаются» по несколько раз, а другим ничего не достается. В общем, по просьбе директора мы подключились и взяли процесс в свои руки».

Наталья Лукшина начинала работать в овощном отделе, но ее всегда привлекал колбасный.

«Там был слайсер для нарезки один из первых у нас. И я всегда к нему подбегала, порывалась помочь: дайте, я попробую, порежу. Так в этом отделе и осталась». 

В магазине было много другого революционного на тот момент оборудования. Например, замороженные товары хранились в гондолах — так назывались открытые холодильники, напоминающие формой лодку. В первом «Перекрестке» их было целых три — для рыбы, полуфабрикатов и мороженого.

После реконструкции, которая произошла в 2012 году, гондолы сменились на лари с раздвижными дверцами. И, конечно, это было не единственным изменением:

«Магазин стал более современным: там поменяли все оборудование и холодильники. Овощи-фрукты переехали из центра поближе ко входу, чтобы покупатель сразу видел красивые свежие плоды; на товар дали больше света — раньше освещение было приглушенным — и торговый зал просто засиял. Ну и в моем колбасном отделе расширился ассортимент!», — вспоминает Наталья.

Покупатели полюбили «Перекресток» сразу, и многие не изменяют ему годами. Знают по именам продавцов, и приходят не только за покупками, но и «просто пообщаться», узнать последние новости.

«Некоторые, кроме нашего «Перекрестка», никуда и не ходят, — уверяет Татьяна Плахова. — Говорят, он лучший».

Обновлено:

На днях самый первый «Перекрёсток» открылся в новой концепции. В магазине обновился фасад и внутренние графические решения, а также добавились современные сервисы: кофепойнт, кассы самообслуживания, тандыр, аквариум с живой рыбой и многое другое.

-2