История одной из самых экстравагантных художниц Великобритании.
«Молодые британские художники» (Britart, или YBA) – это группа деятелей современного искусства из Соединённого Королевства, ставшая известной после общей выставки в галерее Саатчи в Лондоне в 1992 году. Средний возраст участников Britart – 50+ лет, однако это не мешает им делать яркие и неординарные вещи и позиционировать себя создателями культурного контекста современности. Среди них – творцы, которые успели стать частью сообщества деятелей мировой культуры: Дэмиен Хёрст, Сара Лукас, Анджела Буллок и другие.
Сегодня мы познакомимся с «молодой художницей», чьё имя прогремело на первых полосах культурных изданий и каналах британского телевидения ещё в 1990-х годах. До тех пор ей удавалось выделяться среди звёздных коллег своим провокационным поведением и неповторимым художественным стилем. Речь пойдёт о Трейси Эмин.
В начале была трагедия
Творческий путь Трейси Эмин отличается от опыта большинства известных художников. В нём нет ничего романтического и утончённого: она не слышала зова своей судьбы, не получала знаки с небес и никогда не хотела сделать карьеру художника. Она росла в заурядных и порой крайне жестоких условиях. Мыслить о высоком в них было бы даже нелепо.
Трейси Эмин родилась в 1963 году в приморском английском городе Маргейт. Семья Эмин была бедна и часто не могла позволить себе обеспечить Трейси и её брата-двойняшку всем необходимым – отчасти потому, что на стороне у их отца было другое семейство, жившее в Лондоне.
Нравы Маргейта сильно отличались от лондонских, да и от традиционных английских тоже. В своих интервью Трейси признавалась, что атмосфера провинциального города не раз толкала её на немыслимые поступки. В 13 лет она пережила изнасилование, а к 20 годам уже успела завести серьёзные отношения с эмоционально нестабильным музыкантом Билли Чайлдиш, перенести выкидыш и глубокую депрессию. Этот трагический опыт стал поворотной точкой в её творческом пути. Английская девочка, рисовавшая абстракции ради развлечения и веселья, коренным образом поменяла свой художественный стиль, уничтожила ранние работы и обратилась к концептуальному искусству.
Впоследствии почти все радостные и печальные события в жизни Трейси Эмин становились основой для её творческих проектов. Частное становилось публичным, воплощалось в произведения живописи и перформансы и потом приводило в замешательство зрителей, не привыкших к откровенному концептуальному искусству.
Никакого притворства и лжи
В 1980-х годах Трейси Эмин стала участницей движения «Молодых британских художников». Тогда её бы никто не назвал главной жемчужиной объединения: это была обычная беззастенчивая молодая женщина с художественным талантом, вызывающими манерами и провокационными работами. Никто не ждал от Эмин невероятных творческих взлётов: её произведения были сенсационными, но жили обособленно от мира «высокого» искусства. Впрочем, это не беспокоило Трейси, которая никогда не пыталась притвориться кем-то другим и делать что-то в угоду зрителю. В течение нескольких лет она перекладывала свою жизнь в рамки современного искусства, создавая произведения на неприятные для публики остросоциальные темы.
Одной из таких работ стала инсталляция «Все, с кем я спала в 1963-1995 годах». Она представляла собой большую походную палатку посреди музейного зала, которая была изнутри расписана именами всех, с кем художница разделяла сон в течение 32 лет своей жизни. В палатке висят более сотни имён, среди которых можно увидеть имена ближайших родственников, друзей и партнеров Трейси Эмин. Все надписи выглядят небрежными, как будто их оставил ребенок или недобросовестный турист. В этом их странная притягательность: художница как будто приглашает посторонних взглянуть на «настоящую» жизнь без романтических иллюзий и вычурных украшений. На полу походной палатки выложен текст, который мог бы стать жизненным девизом Трейси Эмин или же её путеводной звездой в творчестве: «с собой, всегда с собой, никогда не забывая».
Интимное искусство
За походной палаткой последовала ещё более шокирующая инсталляция «Моя кровать», которая принесла Трейси Эмин номинацию на премию Тёрнера (ежегодную британскую премию в области современного искусства) и всемирную известность.
«Моя кровать» – это целый перформанс, в основу которого вложены боль и страдания тех, кто когда-либо переживал тяжёлую депрессию. Это двуспальная кровать, окружённая разнообразными предметами быта: от фотографий и плюшевых игрушек до наполненных пепельниц и разбросанных бутылок из-под алкоголя. Этих вещей настолько много, что у зрителя создаётся ощущение замешательства: весь мир человека с депрессией как будто концентрируется в одном месте, и у него нет сил, чтобы раздвинуть его рамки и выйти наружу.
В 1999 году «Моя кровать» Трейси Эмин произвела на критиков и зрителей примерно такое же впечатление, как писсуар Марселя Дюшана на массовую публику в начале XX века. Факт того, что нелицеприятные, но «стыдные» вещи могут стать полноценными произведениями искусства со своим набором смыслов и особой эстетикой, до сих пор иногда воспринимается в штыки, а тогда это было просто немыслимо.
Несмотря на это, инсталляция Эмин привлекла внимание миллиардера Чарльза Саатчи, основателя крупнейшего рекламного агентства и галереи Саатчи, а также крупнейшего коллекционера современного искусства. Он приобрёл «Кровать» в 1999 году и уже через пару лет продал её на самом крупном аукционе искусства Christie’s за $2,5 млн. Так художнице удалось обратить внимание всего мира не только на себя как на знаковую фигуру в мире современного искусства, но и на феномен «интимного творчества», который напрочь уничтожает границы между реальной жизнью и миром воображения, между личным пространством любого человека и его публичностью.
Любовь, застывшая в неоне
Неоновый проект Трейси Эмин – один из последних в её творчестве. Он состоит из множества светящихся вывесок, похожих на те, что висят на фасадах баров, ночных клубов и других развлекательных заведений. В неоне запечатлены мысли художницы о любви, отношениях и душевных связях. Среди них можно найти как милые цитаты возлюбленных, как будто выскользнувшие из их нежной беседы, так и обрывки размышлений тех, кто одинок и несчастен.
Этим искренним и трогательным проектом заинтересовалась галерея White Cube в Лондоне. Это музейное пространство, которое специализируется на современном искусстве Великобритании. Его особенность – размещение всех произведений в белом помещении, чтобы ничто не могло помешать восприятию зрителя. На таком фоне яркие неоновые вывески становятся ещё более резкими и контрастными.
Одной из самых известных надписей Трейси Эмин стала её инсталляция на стене лондонского вокзала Сент-Панкрас, откуда поезда уходят прямо в Европу через туннель над Ла-Маншем (Евротуннель). Огромные слова под вокзальными часами гласят «Я хочу провести своё время с тобой» (I Want My Time With You) – Трейси Эмин обращается к Европе, признаваясь ей в своей нежной привязанности. Кажется, что более подходящего места для неона художницы найти невозможно.
Тема любви и душевных связей между людьми типична для творчества Трейси Эмин, особенно в последнее время. В 2017 году появилась её бронзовая скульптура с символичным названием «Мать».
Она выполнена в виде женщины, стоящей на коленях, но не кажущейся из-за этого слабой или беззащитной. Её голова опущена, и глаза как будто пытаются что-то разглядеть, хотя ребёнка в её руках нет.
Высота скульптуры – 9 метров. В 2020 году её должны перевезти в музей Мунка, где она займёт целый музейный остров. Сама Трейси Эмин призналась, что этой работой хотела вернуть художнику Эдварду Мунку мать, которая умерла, когда мальчику было пять лет.
Оригинал публикации можно увидеть на сайте ART FLASH.
Читайте также
«Запертые чувства»: проект Марины Звягинцевой, который переосмысливает самоизоляцию