Найти в Дзене

Кара за нелюбовь, проклятье или просто жизнь такая?

Существует много представлений о том, в чём состоит самый тяжкий грех. Одна из версий – отказ от любви, наказание за которой несёт не только сам грешник, но и его потомки до седьмого колена. Сама я так не считаю, однако знаю историю, которая доказывает именно это, причём эта история случилось с моей прапрабабушкой.

фото с сайта Unsplash.
фото с сайта Unsplash.

Прапрабабушка, назовём её Марией (потому что именно так её и звали), родилась в семье кубанских казаков. Выросла красавицей. Сама я её, разумеется не застала, но знаю, что коса у неё была ниже поясницы и толщиной с запястье взрослого мужчины. В один прекрасный день Мария влюбилась. Её избранник был рыжим, чем, видимо, и покорил её сердце. Однако мать Марии чувства дочери не оценила, оттаскала её за шикарную косу и выдала замуж за другого – сына друзей семьи по имени Матвей. Матвей не был рыжим, зато был работящим, верным и любящим. Мария немного погоревала, но довольно скоро полюбила мужа в ответ. Жили молодые в достатке, родили и вырастили четверых сыновей. Трогательную любовь и заботу друг к друг они проявляли все шестьдесят четыре года совместной жизни. Даже умерли практически в один день (с разницей в несколько месяцев, это всё-таки не совсем сказка). А тот рыжий спился. И можно было бы закончить историю выводом – надо слушаться маму, мама знает лучше, если бы ни всё то, что происходило с потомками Марии.

Я не знаю, кого тут можно винить: прапрабабушку, отказавшуюся от любви, или трагическую историю России в первой половине XX века, но у четверых сыновей Марии и Матвея всё было очень печально с любовью, семьёй, да и в целом. Сначала моих предков раскулачили и отправили в Сибирь. На тот момент семья Марии и Матвея состояла из них самих, трёх младших неженатых сыновей и старшего сына с молодой женой и маленькой дочерью. Именно невестка, успевшая родить вторую дочь, стала жертвой холода, голода и тяжелой работы. Вскоре умерла и младшая внучка. Ставший вдовцом сын, видимо, очень любил умершую жену и/или не хотел, чтобы оставшаяся одной дочь жила с мачехой, поэтому женился второй раз, когда дочь выросла и вышла замуж, уже совсем немолодым человеком на немолодой женщине, у которой были свои взрослые дети. Их брак был не способом соединить любящие сердца, а возможностью стариться не в одиночестве. В силу возраста и не особо хороших отношений с новой женой он не стал отцом снова.

Его дочь (и моя бабушка) влюбилась с первого взгляда в бравого молодого моряка. Любовь оказалась взаимной, и они вскоре поженились. Но, увы, это не хэппи-энд. Очень быстро выяснилось, что без своих тельняшки и бескозырки с ленточкой моряк уже не такой бравый, да и не моряк вовсе. Молодожены успели родить дочь и переехать, однако в дальнейшем только мучали друг друга. Мой будущий дед пил. Моя будущая бабушка не однократно пыталась от него уйти. Моя мама вспоминает о своём детстве в основном печальные вещи. Бабушка прожила не долгую и не особо счастливую жизнь. Жизнь моей мамы заслуживает отдельной истории и когда-нибудь я её обязательно расскажу. А обо мне историй будет куда больше, чем одна. Для этой же истории важно только то, что я незамужняя и бездетная.

Второй сын Марии погиб, когда ему было восемнадцать лет. Это была трагичная и загадочная история: он вроде бы плыл на пароходе, а пароход взорвался. Никаких подробностей семья не узнала.

У третьего сына с личной жизнью не сложилось. Моя мама (его внучатая племянница) вспоминает, что он не женился, потому что был «странный». Представляете, послевоенные годы, когда отсутствие парочки конечностей не лишает мужчину статуса завидного жениха, а тут дядя, с руками, с ногами, с синими глазами, непьющий, мастеровитый и холостой? К нему очередь должна была выстроиться длиннее, чем к Мавзолею в те же годы! Что же за странность, чтобы отпугнуть эту очередь? У меня богатое воображение, но тут оно пасует. Как бы то ни было, семейного счастья у третьего сына Марии не случилось.

А у четвёртого, Василия, вроде бы, случилось. Правда, женился он поздно, уже после того, как в брак вступила его племянница. И даже отцом стал. Однако, сразу после этого развёлся, так как с супругой они категорически не сошлись характерами. Вторая его жена была младше на двадцать с лишним лет. Её выгнал муж, она осталась одна, без жилья, но с маленьким ребёнком. Так что брак с ней стал для Василия актом щедрости и милосердия. Увы, как оказалось, предыдущий муж выгнал её не просто так. Молодая жена загуляла. У Василия обострилась язва желудка, ему нужны были специальная диета и отсутствие стресса, а супруга обеспечивала ему прямо противоположное. В результате Василий умер, не дожив до сорока пяти лет, оказалось, что его язва – это не язва, а рак.

Его единственная дочь была на редкость целеустремлённой, отлично училась, занималась спортом, но на романтику у неё не оставалось ни времени, ни сил, да и красотой она не блистала. В результате, она стала отличным специалистом и хорошим руководителем, но не женой и матерью.

Я не считаю, что количество детей, внуков и правнуков – это главный (или, тем более, единственный) показатель счастливой и плодотворной жизни, однако когда на четверых детей у тебя трое внуков и всего одна праправнучка и никто из них всех не мог похвастаться счастьем в семейной жизни – это как-то неправильно. Кара это за отказ от любви моей прапрабабушки или просто судьба-злодейка? Не знаю…