Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Чертова дюжина закрытых троллейбусных систем России

Архангельск — движение было открыто 14 октября 1974 года, с сентября 2006 года по ноябрь 2007 года троллейбус не работал. С декабря 2007 года был восстановлен один маршрут номер 3. Однако уже в апреле 2008 года движение было остановлено окончательно. В период максимального развития работало 7 маршрутов. Длина сети составляла 44,4 км. Интересно, что помимо отечественных троллейбусов в городе работали подержанные машины «Шкода»-14Тр из Чехии, а также на базе польских автобусов Ельч 120М в Архангельске собирались троллейбусы под маркой Nordtroll, которые работали как в городе, так и в нескольких других российских городах.

Троллейбус Нордтролл
Троллейбус Нордтролл

Астрахань — движение было открыто 5 ноября 1967 года. Всего в городе было 5 маршрутов троллейбуса, при этом на момент закрытия эксплуатировались два маршрута, один из которых нерегулярно. Длина сети на момент закрытия составляла 47,8 км. Движение было закрыто 30 октября 2017 года. В городе одно время выпуском троллейбусов занимался «Русский пассажирский транспорт» в лице дочерней структуры «Астраханьэлектропассажиртранс». После ее ликвидации часть троллейбусов была передана в Тулу в 2008 году.

Благовещенск — движение было открыто 22 августа 1979 года. Максимальное количество маршрутов составляло три. Длина сети 38,2 км. На момент ликвидации парк состоял из всего 16 троллейбусов. Движение было закрыто 8 июля 2016 года. При этом троллейбусы были заменены автобусами.

Владикавказ — троллейбус был пущен в городе 15 февраля 1977 года. В городе к тому времени уже работал трамвай. Число маршрутов составляло 6, длина сети 32,2 км. Был закрыт из-за полного износа 9 августа 2010 года. Городские власти приняли решение пожертвовать троллейбусом и сохранить трамвай.

Владикавказ, фото А. Оландер
Владикавказ, фото А. Оландер

Грозный — система открыта 31 декабря 1975 года. В городе работало 5 маршрутов, длина сети составляла 60 км. Движение было закрыто после 25 ноября 1994 года в связи с первым неудачным штурмом города формированиями антидудаевской оппозиции и российскими наемниками. Первые планы на восстановления троллейбуса относились к 1996 году, однако тогда это не было реализовано, а во время второй чеченской кампании троллейбусная система была окончательно разрушена. Периодически шел разговор о восстановлении троллейбусного сообщения в городе, последний срок назывался 2016 год, но воз и ныне там и перспективы возобновления движения пока туманны.

Грозный
Грозный

Каменск-Уральский — система открыта 6 ноября 1956 года. В период максимального развития действовало 6 маршрутов, с 2004 года их количество составляло 4. Парк подвижного состава перед ликвидацией движения составлял 47 машин. Движение было закрыто 5 марта 2015 года. Связано это было с повышением цен на электроэнергию, растущими долгами предприятия за нее, предприятию и городу более выгодным казалась эксплуатация автобусов.

Курган — движение открыто 24 ноября 1965 года. В период максимального развития работало 10 маршрутов, длина сети составляла 42,1 км. К моменту закрытия движения в городе функционировало лишь три маршрута. Предприятие, обслуживавшее троллейбус, накопило большие долги и было признано банкротом с распродажей имущества, включая троллейбусов и контактной сети. 29 апреля 2015 года движение было прекращено навсегда.

Липецк — движение было открыто 1 февраля 1972 года. На момент закрытия работало 5 маршрутов, длина сети составляла 80 км, а парк подвижного состава троллейбуса составлял около 80 машин. Троллейбус был закрыт 15 августа 2017 года по причине износа сети и подвижного состава, нерентабельности маршрутов из-за плохой регулярности движения и нежелания городских властей вкладывать средства в его восстановление. Липецк стал вторым после Владикавказа городом, где был ликвидирован именно шинный электротранспорт, в то время как при наличии двух видов электротранспорта в городе обычно сохраняли троллейбус, но закрывали трамвайное движение.

Пермь — движение было открыто 5 ноября 1960 года. Длина сети составляла 95 км. Парк на момент закрытия имел около ста троллейбусов. Решение о закрытии троллейбуса носило волюнтаристский характер, фактически в угоду автобусного сообщения была ликвидирована одна из крупных сетей троллейбуса в России. В качестве компенсации в городе строится небольшая новая трамвайная линия. Движение было прекращено 30 июня 2019 года. Часть новых троллейбусов «Мегаполис» была передана в Березники.

Пермь, фото Vetta.tv
Пермь, фото Vetta.tv

Сызрань — эта система просуществовала недолго. Это одна из немногих троллейбусных систем, которая была открыта уже после распада СССР, так как такие случаи единичны — это системы Видного, Химки, Подольска, Великого Новгорода и ныне российской Керчи. Троллейбус в городе был открыт 1 сентября 2002 года. В создании системы помощь оказывала компания ЮКОС. Всего была одна линия вне центра города, максимальное количество троллейбусов составляло 4 единицы, из которых один быстро сгорел. После смены руководства города интерес к троллейбусу пропал, хотя до того планировалось развитие сети. Система была закрыта 1 ноября 2009 года по причине высокой убыточности. Сызранский троллейбус просуществовал меньше любой другой российской системы.

Сызрань, фото ymtram.mashke.org
Сызрань, фото ymtram.mashke.org

Тверь — этот областной центр полностью лишился электротранспорта. Движение троллейбусов было открыто 5 мая 1967 года. Длина сети составляла 83,2 км. Существовало 12 троллейбусных маршрутов за всю историю местного троллейбуса. С середины 2010-х годов началась стремительная деградация и сокращение сети. Движение было закрыто 13 апреля 2020 года. При этом в преддверии решения о ликвидации троллейбусного движения в городе оставалось всего три маршрута.

Тюмень — троллейбус пущен 11 июня 1970 года. Сеть была одной из крупных в России, в период максимального развития насчитывала 15 маршрутов и является самой крупной из закрытых троллейбусных систем России. Перед ликвидацией на балансе находилось 55 троллейбусов. Система была закрыта 5 октября 2009 года. Официальной версией была невостребованность данного вида транспорта. По неофициальным данным тюменский троллейбус принесли в жертву в угоду владельцам частных маршруток и автобусов, а также площадка троллейбусного депо была лакомым куском под застройку.

Шахты — система работала с 30 сентября 1975 года. Длина сети составляла 50,5 км. В период максимального развития работало 5 маршрутов, количество троллейбусов составляло 40. К моменту закрытия в строю оставался один маршрут и 8 троллейбусов. Сеть была закрыта 27 октября 2007 года. Шахты это еще один российский город, наряду с Астраханью, Тверью и Архангельском, где был полностью уничтожен электротранспорт — и трамвай и троллейбус.

Шахты, фото ymtram.mashke.org
Шахты, фото ymtram.mashke.org

Вероятно скоро в России прибавится еще один город, где будет ликвидировано троллейбусное сообщение — Москва, которая еще недавно была самой крупной троллейбусной системой в мире. Существует опасение, что дурной пример Москвы может быть заразительным и перечисленные в материале города будут не последними, где перестал работать троллейбус.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

Последний трамвай от "ЛуганскТепловоза"

Транспорт России. Трамвай древней Коломны.

Составит ли вагон 71-418 конкуренцию "Витязю"?

-7