Найти тему
SAMCOM

Почему самолёты не сталкиваются в небе: 3 главные причины

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались о том, как самолётам удаётся не сталкиваться друг с другом во время полёта? Ведь ежедневно в небо поднимается десятки тысяч воздушных судов. И нет, это не только заслуга диспетчеров. Здесь всё устроено куда интереснее.

Источник: https://www.flightradar24.com/
Источник: https://www.flightradar24.com/

В этом материале мы хотим рассказать о трёх важных составляющих успешного полёта через страны и континенты всех боингов и аэробусов.

Итак, пристегнули ремни – взлетаем!

1. Специальные «воздушные дороги»

Самолёты следуют по заранее заданным траекториям. Все они находятся на заранее заданной высоте, которую называют эшелоном. А саму системы распределения – эшелонированием.

С востока на запад самолёт летит по чётным эшелонам, а с запада на восток – по нечётным. Разница между двумя воздушными судами, которые летят в одном направлении равна минимум 300 метрам.

Авиалайнеры летят по эшелонам, будто по рельсам, и постоянно посылают на землю кодированные радиосигналы с GPS-координатами. Это, кстати, возможно благодаря бортовым системам ACARS.

2. Авиадиспетчеры

Диспетчеры были и остаются главными помощниками пилотов. Они непрерывно контролируют соблюдение необходимого интервала эшелонирования и обязаны моментально реагировать на любые изменения высоты полёта самолёта. Данные же в диспетчерскую кабинку стекаются с локаторов.

Но, несмотря на огромную роль авиадиспетчеров, человек, согласно последним данным, контролирует только 30% воздушного пространства планеты. С остальным им помогают компьютеры.

-2

3. Системы контроля TCAS и ADS-B

Работа авиадиспетчера подразумевает человеческий фактор. Чтобы снизить его влияние, была придумана TCAS – автоматическая система предупреждения столкновения самолётов в воздухе. Она ловит сигнал от приближающегося самолёта, давая лётчику все необходимые инструкции относительно того, нужно ли менять курс, и если да, то в каких пределах.

К сожалению, в истории авиации было немало случаев, когда позиции диспетчеров и TCAS не совпадали, приводя в итоге к трагедии. Один из таких – столкновение в 2002 году над Боденским озером Ту-154М и Boeing 757-200PF. Тогда Ту-154 пошёл на снижение, ориентируясь на диспетчерские показания, а не TCAS. После этого происшествия данные системы стали для пилотов приоритетом.

Но будущее по мнению экспертов не за локатором, а за «умным облаком», которое даст возможность наблюдать за перемещениями самолётов в режиме реального времени. И называется он ретранслятор ADS-B.

Системы ADS-B появились ещё в 90-е, однако на промышленном уровне оказались внедрены только в 2009 году. Главное их преимущество над TCAS состоит в следующем: они позволяют пилотам и диспетчерам иметь перед глазами одинаковую картину происходящего, тем самым повышая безопасность воздушного передвижения.

ADS-B выгодно отличается от простых радаров более высокой скоростью передачи данных (скорость обновления информации происходит каждую секунду против 12-ти), что, в свою очередь, даёт возможность уплотнять трафик в тех воздушных районах, где передвигается большое количество лайнеров.

Уже сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что недалёк тот день, когда ADS-B окутает всё воздушное пространство над Землёй.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.

Наука
7 млн интересуются