Представляем Вашему вниманию эксклюзивное интервью в LR Оксаны Викторовны Никоновой – эксперта-консультанта по качеству управления ресурсами социальных организаций, доцента кафедры социальных технологий Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, зав. отделом анализа и контроля качества управления ресурсами (далее – Институт, ИДПО ДТСЗН).
Что нам известно о социальных организациях? Что мы знаем о работниках социальной сферы? Какими профессиональными компетенциями должны обладать руководители и специалисты социальной сферы? Что нам известно о профессиональном образовании работников социальной сферы? С этими и другими вопросами мы обратились к Оксане Викторовне с предложением дать LR интервью.
Об Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы
LR: Оксана Викторовна, у Института имеется разнообразный и интересный опыт в области разработки образовательных программ и обучения руководителей и специалистов социальной сферы. Какова роль Института в повышении профессиональных компетенций данных категорий работников?
О.Н.: Как известно, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Институт более десяти лет занимается профессиональной переподготовкой и повышением квалификации руководителей и специалистов системы труда и социальной защиты населения города Москвы. За этот период времени обучено около 80000 человек, причем не только в Москве, но и в других регионах России (Забайкальский край, Камчатка, Республика Крым, др.). Реализовано более 180 образовательных программ.
Институт – это национальный лидер дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, где фокус внимания направлен на практическую составляющую, обучение «здесь и сейчас», поиск совместных ответов на вопрос «Как?».
В числе международно признанных достижений Института: членство в Международной школе социальной работы (Сингапур), Оксфордском Академическом Союзе, Международный сертификат качества ISO 9001-2011.
В числе новейших национальных достижений Института: получение в 2019 году Сертификата о включении в реестр предприятий и организаций «ТОП-100. Достижения – 2019» в номинации «Наука и образование».
LR: Впечатляет!
LR: Как известно, в России в настоящее время идет формирование национальной системы профессиональных квалификаций. Учитывается ли этот факт при обучении?
О.Н.: Безусловно учитывается. Независимая оценка квалификации работников или лиц, которые претендуют на осуществление определенного вида трудовой деятельности – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года №238-ФЗ.
Получается, что основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда. В области социального обслуживания сейчас действует четырнадцать профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты учитываются при разработке и реализации образовательных программ Института.
LR: Потрясающе!
LR: Известно, что Институт способствует распространению передового опыта социальной защиты и социального обслуживания населения. Как этот процесс осуществляется на практике?
О.Н.: Путем модернизации образовательного процесса (разработка новых образовательных форм, программ, курсов, внедрение современных образовательных технологий и систем поддержки обучения), а также совершенствования учебно-методического обеспечения (внедрение цифровых технологий обучения, разработка новых учебно-методических комплексов).
Важной составляющей является укрепление и обновление кадрового состава, стимулирование эффективной профессиональной деятельности, повышение квалификации ППС (на постоянной основе), стажировки, обмен опытом, знаниями и технологиями.
Среди востребованных интерактивных форм – мастер-классы и творческие мастерские, тренинги, стратегические и экспертные сессии, воркшопы, обучающие семинары, кейс-стади и дискуссионные площадки.
Особого внимания, учитывая ситуацию с пандемией COVID-19, заслуживают вебинары. Так, в период самоизоляции онлайн занятия Института посетили более 20000 слушателей как из Москвы, так и регионов. Ведущие вебинаров отвечают на самые распространенные вопросы, возникающие в практике специалистов социальной защиты. Среди тем: преодоление стресса, семья в условиях самоизоляции, здоровье пожилых родственников, поддержка детей с особенностями развития и другие.
LR: Острые и актуальные темы!
LR: Важным компонентом развития образовательной организации является научно-исследовательская деятельность. Какова сфера Ваших научных интересов?
О.Н.: Думаю, в современных условиях важна трансформация научно-исследовательского процесса: создание точек генерации исследований, развитие инновационной деятельности и экспертного сопровождения проектов.
В фокусе моих научных интересов – социально-трудовые отношения в системе социальной защиты в условиях цифровой экономики в рамках специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика труда. Как известно, экономика труда занимается подробным анализом рынка труда, трудовых ресурсов и занятости, долгосрочным анализом трудовых отношений, исследует доходы работников и оплату труда, изучает проблемы производительности и эффективности труда, разрабатывает методы обоснования численности работников, разбирает понятия человеческого капитала.
Профильным специалистам системы социальной защиты важно формировать и развивать компетенции в области экономики организации трудовой деятельности, нормативной базы, регулирующей вопросы начисления заработной платы, социальных гарантий и компенсаций работникам. Необходимы экономический анализ эффективности персонала и планирование потребности в трудовых ресурсах, составление детализированного бюджета расходов на оплату работы специалистов.
На протяжении нескольких лет (2016-2018 гг.) я возглавляла опытно-экспериментальную работу (являлась научным руководителем), которая проводилась на площадке одного из учреждений системы труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ Территориальный центр социального обслуживания “Коломенское”).
Целью опытно-экспериментальной работы было повышение качества управления ресурсами в социальных организациях. Признано, что в современных условиях ресурсы, как движущая сила организации, нуждаются в эффективном управлении ими. При правильном подходе к управлению ресурсами, умелом сочетании элементов и их взаимодействии друг с другом, они обеспечивают максимальное получение результатов.
Управление ресурсами состоит в привлечении, рациональном использовании и распределении необходимых и достаточных материальных, финансовых, информационных, трудовых и организационных средств для выполнения определенных задач, стоящих перед социальными организациями.
Эксперимент проходил в три этапа. Два Интернет-исследования (2016 и 2017 гг.), в которых приняли участие в общей сложности 2359 человек – руководители и специалисты учреждений. Респонденты представили все виды организаций социального обслуживания. Третий этап: результаты исследования и сравнительный анализ по итогам двух опросов использованы при подготовке предложений по повышению эффективности качества управления ресурсами в организациях системы труда и социальной защиты населения, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
LR: Очень интересно!
LR: К теме ресурсов мы еще вернемся, а пока традиционный кейс от героя интервью:
О.Н.: Специалистами одного социального учреждения разработан проект «Метаморфозы». Долгосрочной целью проекта является изменение эмоционально-психологического климата в семьях, нуждающихся в социальной поддержке. Задача проекта – создание условий для изменения психологии самовосприятия женщины через внешнее преображение.
Реализуемый проект «Метаморфозы» для женщин из социально незащищенных слоев общества призван изменить эмоциональный настрой, отвлечь от забот, дать временную передышку, предоставить возможность заняться собой, создать атмосферу преображения, вдохновить на последующие перемены, и, в конечном счете, повысить самооценку участниц проекта, улучшить психологический климат в семье. Известно, что именно внешние изменения часто являются началом к изменениям внутренним.
Социальное учреждение располагает только психологами. Для успешной реализации проекта необходимо привлечение внешних ресурсов, партнерских организаций.
Как организовать привлечение партнерских организаций? На каком основании возможно сотрудничество со сторонними организациями? Как составить план проекта?
О взглядах на управление и московском Стандарте качества управления ресурсами
LR: Современные экономические условия предполагают необходимость проведения качественного мониторинга работы, аудита эффективности государственных учреждений, прочее. Что собой представляет московский Стандарт качества управления ресурсами для работников социальных организаций?
О.Н.: Да, Вы правы. Несмотря на ограниченность бюджета в социальной сфере, среди населения растет спрос на социальные, психологические, педагогические и другие услуги в городе Москве, одновременно растет требовательность потребителей к качеству, эффективности и доступности предлагаемых услуг.
Поэтому деятельность организаций социального обслуживания должна быть ориентирована на выстраивание эффективных внутренних процессов по ведению финансово-хозяйственной деятельности и развитие системы внутреннего контроля использования ресурсов.
Во исполнение протокола совещания у Мэра Москвы С.С.Собянина от 09.11.2015 г. №4-27-109/5-2, приказа ДТСЗН №53 от 01.02.2016 г., поручения Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития А.В.Раковой от 13 ноября 2018 г. №24-31-27-109/5-2 все учреждения системы труда и социальной защиты населения города Москвы ведут работу по внедрению Стандарта качества управления ресурсами (161 учреждение).
Внедрение Стандарта качества управления ресурсами в учреждениях, подведомственных Департаменту, призвано повысить эффективность качества управления ресурсами на основе универсальной системы показателей. При этом одновременно должны быть решены три задачи:
- снижение расходов на содержание учреждений;
- стимулирование внебюджетной деятельности;
- усиление финансовой дисциплины.
Стандарт качества управления ресурсами включает 6 областей управления ресурсами (финансовый менеджмент, управление закупками, управление имуществом, управление персоналом, раскрытие информации, приносящая доход деятельность) и 31 показатель качества управления ресурсами.
Методика оценки качества управления ресурсами основана на системе взаимосвязанных ключевых показателей (по каждому показателю предусмотрены свои формулы расчета), и по сути представляет собой сбор, обработку, расчеты и сравнение данных бухгалтерского учета, статистики и нормативных требований основных сфер деятельности учреждения социальной защиты, применяя методы экономического анализа.
Каждый показатель имеет свой вес и коэффициент сложности. Вес показателя и коэффициент сложности (он же уровень достижения) определены, и зависят от предельных значений показателей, к которым стремится учреждение в своей работе.
Стандарт предполагает балльную оценку учреждений, на основе которых могут составляться рейтинги.
Предполагается, что Стандарт – это инструмент руководителя для принятия управленческих решений, используя который можно судить об эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении учреждения.
LR: Однако...
LR: Известно, что каждое учреждение системы составляет и реализует Индивидуальную программу повышения качества управления ресурсами. Не могли бы Вы пояснить читателям LR, что есть Индивидуальная программа повышения качества управления ресурсами государственного учреждения?
О.Н.: Индивидуальная программа повышения качества управления ресурсами – это подробный план дальнейшего развития учреждения с точки зрения оптимизации ресурсов по конкретным показателям.
Типовая форма Индивидуальной программы соответствует структуре Стандарта качества управления ресурсами. Показатели, которые подлежат улучшению, определяет само учреждение на основе анализа данных предыдущего периода, а также сводных отраслевых отчетов.
Выбор показателей, подлежащих улучшению по различным областям управления ресурсами зависит от состояния финансово-хозяйственной деятельности и качества менеджмента администрации.
Разработка Индивидуальной программы повышения качества управления ресурсами учреждения предполагает командную работу.
LR: Потрясающе!
LR: Вы возглавляете подразделение, которое осуществляет сопровождение такой масштабной работы как реализация Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. Что входит в Ваши обязанности как руководителя?
О.Н.: У меня разноплановая и интересная работа, которая включает много составляющих. Это организация работы подразделения, планирование, изучение и анализ информации по направлению деятельности, свод данных по отрасли в целом; проверка расчетов данных по показателям Стандарта качества управления ресурсами государственных учреждений; работа в Информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (ИАС МКР); подготовка и анализ сводных отчетов с информацией о фактическом исполнении Индивидуальных программ повышения качества управления ресурсами учреждениями; взаимодействие с Главным контрольным управлением города Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы по направлению деятельности; консультационная и методическая помощь государственным учреждениям; экспертиза социальных программ в области труда и социальной защиты населения города Москвы, др.
LR: Вы участвуете в нашем исследовательском проекте “Индикаторы здорового администрирования”, активно его поддерживаете. В чем Вы видите практическую пользу и важность данного исследования?
О.Н.: Исследование посвящено важной и актуальной проблеме – поиску резервов совершенствования системы управления на разных ее уровнях. Оно основано на международно признанных методологических подходах, а результаты интересны широкому кругу организаций, в том числе и социальным организациям.
LR: Что для Вас здоровое управление и здоровое администрирование?
О.Н.: На мой взгляд, здоровое управление – это комплексное понятие, которое подразумевает, прежде всего, руководство высокой целью и помощь людям, команде и организации в достижении успеха в повседневной работе и решении возникающих проблем. Важно развивать людей при выполнении ими существующих задач, для того чтобы они были способны выполнять новые и создавать активную и плодотворную рабочую среду для достижения результатов.
Управленческий блиц
LR: Какую крайнюю книгу или статью про управление Вы прочитали? Или, материал из какой книги Вам запомнился?
О.Н.: Заинтересовалась управленческой технологией «Бережливый офис», которая позволяет увеличивать прибыль организации за счет увеличения производительности офисных сотрудников и снижения затрат. Среди книг: Дон Теппинг, Энн Данн «Бережливый офис. Устранение потерь времени и денег», Эндрю Штайн «Философия Lean. Бережливое производство на работе и дома». Методология построения карт потоков создания ценности - одного из самых важных инструментов бережливого производства подробно описывается в книге Майка Ротера и Джона Шука «Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности».
LR: Какую одну управленческую ценность Вы считаете для себя основной?
О.Н.: Саморазвитие. Мир стремительно меняется. На мой взгляд, нельзя стоять на месте, быть пассивным и незаинтересованным. Важно работать над собой, расти профессионально, поддерживать физическую форму, избавляться от личных психологических блоков, постоянно обучаясь новому и расширяя круг общения.
LR: Какое Ваше кредо как руководителя?
О.Н.: Кадры решают все! и Успех сопутствует смелым!
Авторы вопросов и интервьюеры: Надежда В. Макогонова, Ольга С. Дробышева, Ирина Д. Яшина.
Автор статьи: Надежда В. Макогонова