Найти тему
Романтика окраин

Троллейбусный погром продолжается. В память о самом живописном маршруте № 21.

С 1 июня вместо троллейбусов № 21, 27, 61, 74, 77, 82 будут работать автобусы. Вот так сухо и буднично сообщает сайт Мосгортранса о новом этапе уничтожения Собяниным и ко московского троллейбуса. Про необъяснимую иррациональную ненависть властей к этому виду транспорта уже ходят легенды. Как мы все уже поняли, ко дню города в сентябре москвичей ожидает "подарок" - окончательное решение троллейбусного вопроса в городе с некогда самой большой в мире сетью. С сегодняшнего утра количество маршрутов в Москве сравнялось с Чебоксарами, их остаётся по 18 (и то лишь с условием того, что пока ещё ходит последний "красный" маршрут - 20к, которого нет в официальных расписаниях МГТ).

В условиях запрета на нормальное передвижение по городу, властям, разумеется, удобнее под шумок продолжать начатый в 2015-м году "геноцид" троллейбусной сети Москвы. Об очередных ликвидациях маршрутов становится известно лишь накануне, благодаря энтузиастам, и в нынешних условиях даже снять на память для истории всё, что уничтожается в таких промышленных масштабах не представляется возможным. Все эти маршруты знакомы, но ни с одним не связано столько, как с родным 21-м, который возил меня от «Полежаевской» в Серебряный бор столько, сколько я себя сам помню. Наверное, трудно представить себе более родной маршрут на всём протяжении, ведь, я практически всегда проезжал его от конечной до конечной.

Менялось всё вокруг, крушились пятиэтажки, разворачивались стройки целых кварталов небоскрёбов, проспект Маршала Жукова из тихой зелёной улицы превратился в закатанный в асфальт автобан, но 21-й неизменно возил (и был в тёплую погоду всегда набит битком) пассажиров в одно из самых экологически чистых мест Москвы, в Серебряный бор, где расположены немногие в Москве официальные пляжи, на которых разрешено купаться. Казалось, что так будет всегда, но московские чиновники приговорили и его. Не смог пройти мимо этого варварства, сделал себе пропуск, съездил по необходимым делам, а потом отправился снять для истории любимый маршрут, чтобы потом показывать детям и внукам и объяснять как делать не нужно.

1. 21-го больше нет, как нет и многих других маршрутов, но он навсегда останется в памяти тех, кто хоть раз ездил в Серебряный бор. Как и все другие маршруты, которые безжалостно вычеркнули из бытия одним росчерком пера.
1. 21-го больше нет, как нет и многих других маршрутов, но он навсегда останется в памяти тех, кто хоть раз ездил в Серебряный бор. Как и все другие маршруты, которые безжалостно вычеркнули из бытия одним росчерком пера.
2. 21-й маршрут появился в 1954-м году, тогда он ходил от метро «Аэропорт» до Песчаной площади, в 1955-м был продлён от Песчанки до остановки Путепровод Окружной ж/д (нынешнее расположении платформы Хорошёво МЦК). Следы контактной сети разворотного круга 21-го на этом месте провисели вплоть до конца 90-х по старой трассе Хорошёвского (Старо-Хорошёвского шоссе), которая располагалась правее нынешнего расположения, если смотреть в область.

На фото 21-й у остановки "Водная станция "Труд" уже на искусственном острове Серебряный бор, который образовался из полуострова при строительстве канала Хорошёвское спрямление в 1937-м году.
2. 21-й маршрут появился в 1954-м году, тогда он ходил от метро «Аэропорт» до Песчаной площади, в 1955-м был продлён от Песчанки до остановки Путепровод Окружной ж/д (нынешнее расположении платформы Хорошёво МЦК). Следы контактной сети разворотного круга 21-го на этом месте провисели вплоть до конца 90-х по старой трассе Хорошёвского (Старо-Хорошёвского шоссе), которая располагалась правее нынешнего расположения, если смотреть в область. На фото 21-й у остановки "Водная станция "Труд" уже на искусственном острове Серебряный бор, который образовался из полуострова при строительстве канала Хорошёвское спрямление в 1937-м году.
3. Троллейбусная линия по бывшему Новохорошёвскому шоссе (с 1974 года - Проспект Маршала Жукова) в Серебряный бор (до нынешнего круга) была запущена в эсплуатацию в 1953-м году и туда стал ходить пока ещё здравствующий 20-й троллейбус (21-й сюда продлили в 1960-м, в 1973-м году к ним добавился также здравствующий 65-й, а в 1998-м - 86-й, который ещё 03.06.2017 перевели на автобусы). Что и логично, по территории природоохранной зоны должен ходить экологически чистый транспорт. Въезд на автомобилях, кроме такси на территорию ООПТ разрешён только по постоянным и временным пропускам (для жителей и их гостей, раньше ещё можно было за деньги, но потом эту лавочку вроде как прикрыли). 

Но вернёмся к истории. В 1965-м году линия от троллейбусного круга в Серебряном бору была продлена до самого берега реки по тупиковой Таманской улице. И вот по ней-то и пошёл до новой конечной остановки Берег Москвы-реки продлённый 21-й (метро «Аэропорт» - Берег Москвы-реки). В 1973-м его урезали от «Аэропорта» до «Полежаевской» и с тех самых пор маршрут никогда не менялся. У него также существовала "красная" версия - 21к, который в 1973-м стал 65-м. Но затем в 1995-м 21к был возрождён и периодически ходил от метро «Полежаевская» до круга в Серебряном бору. Затем он поменял номер на 20к, став "красной" версией 20-го.

На фото 21-й направляется в сторону метро, к Хорошёвскому мосту, построенному, как и одноимённое спрямление реки в 1937 году.
3. Троллейбусная линия по бывшему Новохорошёвскому шоссе (с 1974 года - Проспект Маршала Жукова) в Серебряный бор (до нынешнего круга) была запущена в эсплуатацию в 1953-м году и туда стал ходить пока ещё здравствующий 20-й троллейбус (21-й сюда продлили в 1960-м, в 1973-м году к ним добавился также здравствующий 65-й, а в 1998-м - 86-й, который ещё 03.06.2017 перевели на автобусы). Что и логично, по территории природоохранной зоны должен ходить экологически чистый транспорт. Въезд на автомобилях, кроме такси на территорию ООПТ разрешён только по постоянным и временным пропускам (для жителей и их гостей, раньше ещё можно было за деньги, но потом эту лавочку вроде как прикрыли). Но вернёмся к истории. В 1965-м году линия от троллейбусного круга в Серебряном бору была продлена до самого берега реки по тупиковой Таманской улице. И вот по ней-то и пошёл до новой конечной остановки Берег Москвы-реки продлённый 21-й (метро «Аэропорт» - Берег Москвы-реки). В 1973-м его урезали от «Аэропорта» до «Полежаевской» и с тех самых пор маршрут никогда не менялся. У него также существовала "красная" версия - 21к, который в 1973-м стал 65-м. Но затем в 1995-м 21к был возрождён и периодически ходил от метро «Полежаевская» до круга в Серебряном бору. Затем он поменял номер на 20к, став "красной" версией 20-го. На фото 21-й направляется в сторону метро, к Хорошёвскому мосту, построенному, как и одноимённое спрямление реки в 1937 году.
4. А вот попался в кадр и последний (насколько я знаю) из существующих ныне в Москве укороченных "красных" маршрутов - 20к (как и его предшественник 21к имеет маршрут метро «Полежаевская» - Серебряный бор).
4. А вот попался в кадр и последний (насколько я знаю) из существующих ныне в Москве укороченных "красных" маршрутов - 20к (как и его предшественник 21к имеет маршрут метро «Полежаевская» - Серебряный бор).
5. Бывший чисто троллейбусный, а ныне пока троллейбусно-автобусный круг в Серебряном бору. Конечная 20-го, 20к, 65-го троллейбусов и автобуса Т86.
5. Бывший чисто троллейбусный, а ныне пока троллейбусно-автобусный круг в Серебряном бору. Конечная 20-го, 20к, 65-го троллейбусов и автобуса Т86.
6. Там же имели техническую остановку некоторые рейсы 21-го при движении от Берега до метро, по аналогии с бывшими техническими остановками у Б и Бк у Пречистенки и Курского вокзала, 34-го на улице Кравченко и т.д.
6. Там же имели техническую остановку некоторые рейсы 21-го при движении от Берега до метро, по аналогии с бывшими техническими остановками у Б и Бк у Пречистенки и Курского вокзала, 34-го на улице Кравченко и т.д.
7. Начало Таманской улицы. 21-й следует к остановке Серебряный бор.
7. Начало Таманской улицы. 21-й следует к остановке Серебряный бор.
8. В сторону метро. На заднем плане справа - мемориал «Боевой путь 3-й армии».
8. В сторону метро. На заднем плане справа - мемориал «Боевой путь 3-й армии».
9. Диспетчерская (1953 год). Сам круг состоит из пяти путей для отстоя троллейбусов. Кстати, забыл упомянуть ещё, что в 1960-м году сюда также был организован новый троллейбусный маршрут № 35 — Серебряный бор – станция метро «Краснопресненская», но уже в 1964 году он был перенаправлен по другой трассе к улице Маршала Тухачевского, куда и ходил вплоть до уничтожения 14 мая этого года.
9. Диспетчерская (1953 год). Сам круг состоит из пяти путей для отстоя троллейбусов. Кстати, забыл упомянуть ещё, что в 1960-м году сюда также был организован новый троллейбусный маршрут № 35 — Серебряный бор – станция метро «Краснопресненская», но уже в 1964 году он был перенаправлен по другой трассе к улице Маршала Тухачевского, куда и ходил вплоть до уничтожения 14 мая этого года.
10. Ещё здравствующий 65-й (до 1973-го старый вариант 21к) на круге. На заднем плане - объединённый военный комиссариат СЗАО. Здание было построено в 1952 году и первоначально использовалось как школа № 159 Ленинградского района города Москвы. В школе учились дети из обычных семей, проживавшие в Серебряном бору, селе Хорошёво, деревне Татарово, селе Троице-Лыково и других, близко расположенных местах. Добирались в те времена до школы в том числе и на лодках по реке, например из того же Троице-Лыкова. Также здесь с 1945-го до 1962-й год ходил 10-й автобус, потом вплоть до новых времён на территорию ООПТ Серебряный бор ходили уже только троллейбусы.
10. Ещё здравствующий 65-й (до 1973-го старый вариант 21к) на круге. На заднем плане - объединённый военный комиссариат СЗАО. Здание было построено в 1952 году и первоначально использовалось как школа № 159 Ленинградского района города Москвы. В школе учились дети из обычных семей, проживавшие в Серебряном бору, селе Хорошёво, деревне Татарово, селе Троице-Лыково и других, близко расположенных местах. Добирались в те времена до школы в том числе и на лодках по реке, например из того же Троице-Лыкова. Также здесь с 1945-го до 1962-й год ходил 10-й автобус, потом вплоть до новых времён на территорию ООПТ Серебряный бор ходили уже только троллейбусы.
11. Самый живописный участок линии, которая здесь проходит прямо через лесопарк и между территориями частных домов - Таманская улица. В прошлом — Троицкое шоссе, получившее название по своему направлению к селу Троице-Лыково, вошедшему в 1960 году в черту Москвы. Современное название присвоено в 1963 году в честь Таманской гвардейской стрелковой дивизии. Таманская дивизия получила своё почётное наименование за героизм и умелые действия в ходе Новороссийско-Таманской операции в 1943 году. В 1975 году на улице был установлен упоминавшийся выше монумент воинам Третьей ударной армии.
11. Самый живописный участок линии, которая здесь проходит прямо через лесопарк и между территориями частных домов - Таманская улица. В прошлом — Троицкое шоссе, получившее название по своему направлению к селу Троице-Лыково, вошедшему в 1960 году в черту Москвы. Современное название присвоено в 1963 году в честь Таманской гвардейской стрелковой дивизии. Таманская дивизия получила своё почётное наименование за героизм и умелые действия в ходе Новороссийско-Таманской операции в 1943 году. В 1975 году на улице был установлен упоминавшийся выше монумент воинам Третьей ударной армии.
12. Здесь всегда уютно, тихо, мало машин и удивительно чистый для Москвы воздух.
12. Здесь всегда уютно, тихо, мало машин и удивительно чистый для Москвы воздух.
13. Аналогов этой линии в Москве нет. И никогда уже не будет.
13. Аналогов этой линии в Москве нет. И никогда уже не будет.
14. Посмотрите какая красота! Фактически "загородный" троллейбус, хотя до центра по меркам Москвы совсем недалеко.
14. Посмотрите какая красота! Фактически "загородный" троллейбус, хотя до центра по меркам Москвы совсем недалеко.
15. 21-й у остановки 3-я линия, названной так по местной "улице" - 3-й линии Хорошёвского Серебряного Бора.
15. 21-й у остановки 3-я линия, названной так по местной "улице" - 3-й линии Хорошёвского Серебряного Бора.
16. Вокруг цветёт природа и бурлит жизнь.
16. Вокруг цветёт природа и бурлит жизнь.
17.
17.
18.
18.
19. Вид на реку с причала "Серебряный бор-2", который расположен прямо у остановки под названием Причал. Пассажирского судоходства сейчас по известным причинам на реке нет. На заднем плане - кварталы Строгино.
19. Вид на реку с причала "Серебряный бор-2", который расположен прямо у остановки под названием Причал. Пассажирского судоходства сейчас по известным причинам на реке нет. На заднем плане - кварталы Строгино.
20. Остановка Причал.
20. Остановка Причал.
21. Приветствие от водителя :) Приятно и взаимно!
21. Приветствие от водителя :) Приятно и взаимно!
22. На электронном табло, кстати, почему-то стоял номер 21к.
22. На электронном табло, кстати, почему-то стоял номер 21к.
23. А вот он уже, развернувшись, едет обратно. Посмотрите, как гармонично смотрится троллейбус на этой тихой зелёной улице!
23. А вот он уже, развернувшись, едет обратно. Посмотрите, как гармонично смотрится троллейбус на этой тихой зелёной улице!
24. Увы, это в прошлом. Впрочем...
24. Увы, это в прошлом. Впрочем...
25. ... в связи с увеличением пассажиропотока с 10 октября 2013 года по 10 октября 2019 г. каждое лето по выходным дням с 9:00 до 20:00 маршрут № 20 продлевался к Берегу Москвы-реки с сохранением межрейсового отстоя на Серебряном бору. И теоретически, если пляжный сезон в Москве в этом году всё же откроется и откроется до того, как уничтожат 20-й троллейбус, возможно, что "рогатый" ещё можно будет увидеть на этой улице и этой конечной.
25. ... в связи с увеличением пассажиропотока с 10 октября 2013 года по 10 октября 2019 г. каждое лето по выходным дням с 9:00 до 20:00 маршрут № 20 продлевался к Берегу Москвы-реки с сохранением межрейсового отстоя на Серебряном бору. И теоретически, если пляжный сезон в Москве в этом году всё же откроется и откроется до того, как уничтожат 20-й троллейбус, возможно, что "рогатый" ещё можно будет увидеть на этой улице и этой конечной.
26. Но 21-й троллейбус здесь уже не проедет никогда.
26. Но 21-й троллейбус здесь уже не проедет никогда.
27. Заход на конечную.
27. Заход на конечную.
28. 21-й у конечной остановки Берег Москвы-реки. В 90-е, кстати, помнится, её ещё объявляли как Берег Москва-реки. На заднем плане закрытый вход на пляж № 2 и характерные ленты. Впрочем, и погода пока не вполне пляжная.
28. 21-й у конечной остановки Берег Москвы-реки. В 90-е, кстати, помнится, её ещё объявляли как Берег Москва-реки. На заднем плане закрытый вход на пляж № 2 и характерные ленты. Впрочем, и погода пока не вполне пляжная.
29. Развернулся.
29. Развернулся.
30. В обычное время здесь собираются толпы желающих отправиться в получасовое путешествие к метро...
30. В обычное время здесь собираются толпы желающих отправиться в получасовое путешествие к метро...
31. Уехал к Полежаевской.
31. Уехал к Полежаевской.
32. Сделаем лирическое отступление и посмотрим немного прекрасные виды малолюдного сейчас Серебряного бора. Парк "Ветеран".
32. Сделаем лирическое отступление и посмотрим немного прекрасные виды малолюдного сейчас Серебряного бора. Парк "Ветеран".
33.
33.
34. Москва-река. В тёплое время здесь обычно много купающихся. Нежно люблю это место с истинно русским пейзажем. На заднем плане - Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы), расположенная на территории бывшей усадьбы Троице-Лыково в одноимённом селе на высоком берегу Москва-реки, которое в 1960-м вошло в состав Москвы. Была построена в 1694—1697 годах (по другим данным — 1698—1703 годах) по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина. Предположительно, архитектором выступал Яков Бухвостов. С 2013-го церковь относится к ведению Покровского ставропигиального женского монастыря.
34. Москва-река. В тёплое время здесь обычно много купающихся. Нежно люблю это место с истинно русским пейзажем. На заднем плане - Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы), расположенная на территории бывшей усадьбы Троице-Лыково в одноимённом селе на высоком берегу Москва-реки, которое в 1960-м вошло в состав Москвы. Была построена в 1694—1697 годах (по другим данным — 1698—1703 годах) по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина. Предположительно, архитектором выступал Яков Бухвостов. С 2013-го церковь относится к ведению Покровского ставропигиального женского монастыря.
35.
35.
36.
36.
37. Красавицы-сосны Серебряного бора. Воздух там обалденный, конечно.
37. Красавицы-сосны Серебряного бора. Воздух там обалденный, конечно.
38.
38.
39.
39.
40.
40.
41. Всё цветёт. Красота!
41. Всё цветёт. Красота!
42. Озеро Бездонное. Также Большое Долгое озеро. Глубокий и разветвлённый залив реки Москвы на Серебряноборском острове. На заднем плане торчит пилон Живописного моста.
42. Озеро Бездонное. Также Большое Долгое озеро. Глубокий и разветвлённый залив реки Москвы на Серебряноборском острове. На заднем плане торчит пилон Живописного моста.
43.
43.
44. Да, это Москва!
44. Да, это Москва!
45. Семейная пара уток.
45. Семейная пара уток.
46.
46.
47. 21-й на Проспекте Маршала Жукова. Когда-то это была тихая, зелёная улица, теперь автобан с монструозной развязкой. Вид в сторону Серебряного бора.
47. 21-й на Проспекте Маршала Жукова. Когда-то это была тихая, зелёная улица, теперь автобан с монструозной развязкой. Вид в сторону Серебряного бора.
48. И в сторону метро.
48. И в сторону метро.
49. Раньше Проспект Маршала Жукова был такой на всём протяжении. Двухполосный и зелёный. Сейчас такой уют сохранился лишь на коротком отрезке в его начале. На заднем плане строится метро Улица Народного Ополчения Большой Кольцевой линии (или как там её в итоге назовут?).
49. Раньше Проспект Маршала Жукова был такой на всём протяжении. Двухполосный и зелёный. Сейчас такой уют сохранился лишь на коротком отрезке в его начале. На заднем плане строится метро Улица Народного Ополчения Большой Кольцевой линии (или как там её в итоге назовут?).
50.
50.
51. 21-й следует от остановки Станция Хорошёво к остановке улица Зорге.
51. 21-й следует от остановки Станция Хорошёво к остановке улица Зорге.
52.
52.
53. С сегодняшнего дня в нашем пока ещё самом троллейбусном уголке Москвы стало на один маршрут меньше.
53. С сегодняшнего дня в нашем пока ещё самом троллейбусном уголке Москвы стало на один маршрут меньше.
54. 21-й вдали выезжает с кольца «Станция метро "Полежаевская"».
54. 21-й вдали выезжает с кольца «Станция метро "Полежаевская"».
55. Остановка Улица Зорге.
55. Остановка Улица Зорге.
56.
56.
57. На фоне платформы МЦК Хорошёво. Жаль, что "Ласточка" прошла раньше и не удалось их снять вместе.
57. На фоне платформы МЦК Хорошёво. Жаль, что "Ласточка" прошла раньше и не удалось их снять вместе.
58. А вот, кстати, справа старая трасса Хорошёвского шоссе, где он ходил и затем разворачивался до того момента, когда его конечной была остановка Путепровод Окружной ж/д. До конца 90-х, как я уже упоминал там ещё висели остатки контактной сети. Опоры освещения остались ещё с тех времён, но с них всё сняли.
58. А вот, кстати, справа старая трасса Хорошёвского шоссе, где он ходил и затем разворачивался до того момента, когда его конечной была остановка Путепровод Окружной ж/д. До конца 90-х, как я уже упоминал там ещё висели остатки контактной сети. Опоры освещения остались ещё с тех времён, но с них всё сняли.
59. Вид в сторону Серебряного бора с надземного пешеходного перехода у платформы Хорошёво. Единственный от него толк - фотографировать можно. Так им никто не пользуется, все переходят дорогу по наземному пешеходнику. 21-й отправляется от остановки Станция Хорошёво.
59. Вид в сторону Серебряного бора с надземного пешеходного перехода у платформы Хорошёво. Единственный от него толк - фотографировать можно. Так им никто не пользуется, все переходят дорогу по наземному пешеходнику. 21-й отправляется от остановки Станция Хорошёво.
60. Он же на Полежаевской. Один из последних рейсов. Вечер 31.05.2020 г.
60. Он же на Полежаевской. Один из последних рейсов. Вечер 31.05.2020 г.
61. Переместимся на другую сторону Хорошёвского шоссе. 21-й заходит на свою конечную - троллейбусное кольцо «Станция метро "Полежаевская"».
61. Переместимся на другую сторону Хорошёвского шоссе. 21-й заходит на свою конечную - троллейбусное кольцо «Станция метро "Полежаевская"».
62. Однопутное троллейбусное кольцо было в эксплуатацию в 1973 году сразу после открытия станции метро. До этого существовало упоминавшееся в начале рассказал троллейбусное разворотное кольцо «Путепровод Окружной железной дороги», введённое в эксплуатацию в 1955 г. на действующей линии в Серебряный Бор вместе с новой троллейбусной линией по 1-й Хорошёвской улице (ныне улица Куусинена) от Песчаной площади По новой линии и был запущен новый троллейбусный маршрут № 21 — Станция метро «Аэропорт» — Путепровод Окружной железной дороги. 
В 1960 г. маршрут № 21, как уже говорилось, был продлён в Серебряный Бор, а затем и далее к кольцу «Берег Москвы-реки», одновременно с этим был введён укороченный маршрут № 21к, следовавший по старой трассе основного маршрута. В данной версии этот маршрут просуществовал до 1963 года, после чего разворотный круг под Путепроводом Окружной ж/д был закрыт и демонтирован.

Спустя 10 лет в связи с открытием станции метро «Полежаевская» троллейбусный разворотный круг был восстановлен и перенесён непосредственно к входу в метро. В связи с этим троллейбусный маршрут № 21 был сокращён от станции метро «Аэропорт» до станции метро «Полежаевская». Данный маршрут кольцо и обслуживало вплоть до 31 мая 2020 года, на протяжении 47 лет.

В 1976-1978 гг. кольцо обслуживало маршрут № 65 — Серебряный Бор — станция метро «Полежаевская», укороченный из-за демонтажа разворотного круга у станции метро «Аэропорт». В 1995 г. по этой же самой трассе работал восстановленный маршрут № 21к, а с 13 сентября 2010 года его заменил троллейбусный маршрут № 20к.

С 1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 21 отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т21. Одновременно с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия в Серебряном Бору от конечной станции до кольца «Берег Москвы-реки» (дополнительные летние рейсы маршрута № 20 не назначались).

Кстати, на фото попал ещё один артефакт прошлого, надпись "Кафе" на столбе. Самого кафе нет уже лет 10, если не больше, а табличка до сих пор висит на фоне стройки Большой Кольцевой линии метро, вызывая недоумение.
62. Однопутное троллейбусное кольцо было в эксплуатацию в 1973 году сразу после открытия станции метро. До этого существовало упоминавшееся в начале рассказал троллейбусное разворотное кольцо «Путепровод Окружной железной дороги», введённое в эксплуатацию в 1955 г. на действующей линии в Серебряный Бор вместе с новой троллейбусной линией по 1-й Хорошёвской улице (ныне улица Куусинена) от Песчаной площади По новой линии и был запущен новый троллейбусный маршрут № 21 — Станция метро «Аэропорт» — Путепровод Окружной железной дороги. В 1960 г. маршрут № 21, как уже говорилось, был продлён в Серебряный Бор, а затем и далее к кольцу «Берег Москвы-реки», одновременно с этим был введён укороченный маршрут № 21к, следовавший по старой трассе основного маршрута. В данной версии этот маршрут просуществовал до 1963 года, после чего разворотный круг под Путепроводом Окружной ж/д был закрыт и демонтирован. Спустя 10 лет в связи с открытием станции метро «Полежаевская» троллейбусный разворотный круг был восстановлен и перенесён непосредственно к входу в метро. В связи с этим троллейбусный маршрут № 21 был сокращён от станции метро «Аэропорт» до станции метро «Полежаевская». Данный маршрут кольцо и обслуживало вплоть до 31 мая 2020 года, на протяжении 47 лет. В 1976-1978 гг. кольцо обслуживало маршрут № 65 — Серебряный Бор — станция метро «Полежаевская», укороченный из-за демонтажа разворотного круга у станции метро «Аэропорт». В 1995 г. по этой же самой трассе работал восстановленный маршрут № 21к, а с 13 сентября 2010 года его заменил троллейбусный маршрут № 20к. С 1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 21 отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т21. Одновременно с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия в Серебряном Бору от конечной станции до кольца «Берег Москвы-реки» (дополнительные летние рейсы маршрута № 20 не назначались). Кстати, на фото попал ещё один артефакт прошлого, надпись "Кафе" на столбе. Самого кафе нет уже лет 10, если не больше, а табличка до сих пор висит на фоне стройки Большой Кольцевой линии метро, вызывая недоумение.
 63. 21-й на фоне торчащего вдали Сити у конечной Станция метро «Полежаевская».
63. 21-й на фоне торчащего вдали Сити у конечной Станция метро «Полежаевская».
64.
64.
65. Поехал обратно в Серебряный бор.
65. Поехал обратно в Серебряный бор.
66.
66.
67.
67.
68. И бонус. Повезло также поймать 21-й в стороне от маршрута, на улице Куусинена, когда он следовал рейсом в троллейбусный парк у Гидропроекта на Соколе.
68. И бонус. Повезло также поймать 21-й в стороне от маршрута, на улице Куусинена, когда он следовал рейсом в троллейбусный парк у Гидропроекта на Соколе.
69. Прощай, любимый маршрут, мне будет тебя не хватать!
69. Прощай, любимый маршрут, мне будет тебя не хватать!

На этой грустной ноте я заканчу на сегодня.

Спасибо за внимание, будьте здоровы и полны сил, несмотря ни на что!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!