Экспертное мнение Марины Белых (Лысенко) - коммерческого директора консалтинговой компании "Деловой Новосибирск":
"Пугающая пауза в сфере коммерческой недвижимости в апреле по причине резкой приостановки всей деловой жизни, к счастью, сменилась ростом активности участников рынка в мае.
Движение на рынке купли-продажи по-прежнему обеспечивают инвесторы, с целью вложения накопленных денежных средств в недвижимость для последующего ведения арендного бизнеса или перепродажи. Двигателями послужили законопроект о введении налога на доход от вкладов, рост курса доллара и спад на рынке ценных бумаг. Соответственно, это вызвало готовность инвесторов выводить деньги с вкладов, обменивать доллары на рубли на высоком курсе и сокращать портфель акций/облигаций.
Инвестиционные цели обеспечивают спрос на рынке купли-продажи коммерческой недвижимости любого типа. Лидирует среди покупателей традиционно торговая недвижимость, далее складская и, наименее востребована остается офисная.
На рынке аренды потребители площадей распределяются по типам недвижимости. Склады пользуются спросом у следующих арендаторов:
- интернет-магазины;
- логистические компании и дистрибьютеры;
- фармкомпании;
- торговые сети.
И, как ранее давал прогноз ведущий специалист нашей компании по складской недвижимости Дмитрий Белых, арендные ставки на склады существенно не падают в связи с ограниченным количеством вакантных площадей качественных складов класса «В», «В+», «А» и ростом e-commerce.
Потребителями торговых помещений на рынке аренды, согласно нашей статистики, сейчас являются:
- аптеки;
- алкогольные магазины;
- продукты питания;
- шоу-рум одежды, в особенности российских брендов (в частности, наблюдаем отток арендаторов из торговых центров в streetretail);
- пункты выдачи/доставки общепитов (заведения общественного питания активно разрабатывают новые форматы с минимальным количеством посадочных мест, с акцентом на удобную локацию, парковку с целью организации самовывоза и доставки).
Что касается пунктов выдачи интернет-заказов, пик их активности пришелся на прошлый год, лидеры этого рынка активно занимали многочисленные универсально-торговые помещения по городу с заделом на будущее, в связи с этим на данный момент темпы их развития замедлились.
Несомненно, запрет на ведение некоторых видов деятельности, принятые властью карантинные меры, привели к освобождению значительного количества торговых помещений. Ежедневно мы получаем от владельцев магазинов заявки на услугу по подбору арендаторов.
При этом мы рекомендуем арендодателям взвешено подходить к арендным ставкам на торговые помещения с учётом текущих событий, ростом вакантных площадей, ориентироваться на реальную оценку от профессиональных участников рынка.
За последний месяц город заметно покрылся баннерами с информацией о вакантных площадях. Начали освобождаться помещения даже в самых топовых места города с огромным пешеходным трафиком - площадь Калинина, Маркса, Ленина, Привокзальная площадь напротив гостиницы "Маринс Парк Отель Новосибирск" и т.д.
С одной стороны, на этом пытаются спекулировать арендаторы, максимально снижая аренду, а с другой стороны, нужно помнить, что пока у одних падают продажи, другие находят в кризисе точки роста и наращивают обороты. Последним открывается сейчас уникальная возможность занять "лакомовые" места города по привлекательным ценам.
Для примера, за май нами были закрыты 5 сделок по сдаче в аренду торговых помещений - под пункт выдачи интернет-магазина «Lamoda», специализированный алкогольный магазин региональной сети, две аптеки и крупный автосалон поддержанных автомобилей.
Общая площадь реализованных на рынке аренды торговых площадей составила 2700 кв.м.
Спрос на офисы, по наблюдениям наших специалистов, обеспечивают:
- IТ-сфера;
- Телекоммуникационные компании;
- Топливно-энергетическая отрасль.
Стоит отметить, положительный опыт работы некоторых компаний на удалённом доступе, приводит к тому, что уже не все возвращаются в офисы, что, конечно, "бьёт" по рынку аренды офисной недвижимости.
Подведя итог анализу спроса на аренду коммерческой недвижимости Новосибирска в текущем времени, выделим три основных драйвера для роста активности на рынке:
1. оптимизация расходов - сокращение площади, снижение арендной платы;
2. бурный рост интернет-торговли, доставки;
3. изменение формы взаимодействия с покупателями и внутрикорпоративных отношений".