Разбираться в классике не так уж сложно. Это еще и приятно! Старинная музыка легка, красива и овеяна духом истории. В этом выпуске - обзор основных этапов развития европейской классики от времен раннего Средневековья до космической музыки барокко. Поехали!
Григорианский хорал
Римский папа Григорий I Великий (сидел на престоле с 590 по 604 годы) навсегда вписал свое имя в историю музыки, приняв канон песнопений римской литургии. Эти хоралы веками звучали в церквях по всей Европе. Григорианские хоралы поются либо в один голос, либо группой в унисон. Чудесная, гипнотизирующая музыка!
Изобретение нот
В XI веке итальянский монах-бенедиктинец Гвидо д'Ареццо придумал современный нотный стан. Произошло это примерно в 1026 году, и с этих пор музыку стали более-менее точно фиксировать. А значит, музыку тех времен мы уже можем послушать!
От мелодии к гармонии
До XIII века музыка была, в основном, одноголосной или двухголосной. А что если добавить третью, четвертую, пятую независимую музыкальную линию? Родилась гармония! Эту революцию совершил французский епископ Филипп де Витри.
"Sumer Is Icumen In"
Но не вся музыка была церковной. Вот, например, хит XIII века. "Sumer Is Icumen In" - "Летний канон". Канон - это такая музыкальная форма, в которой основная мелодия сопровождается подобной ей, вступающей чуть позже по времени. Сейчас вы это услышите! Звучит вполне современно.
Трубадуры
Самые ранние и значительные образцы западной светской музыки, которые дошли до нас, - это творения трубадуров, средневековых французских поэтов-музыкантов. Они писали песни о вымышленной "куртуазной любви" от имени мужского персонажа, адресованные благородным женщинам. Бернарт де Вентадорн - один из самых известных.
Рождение оперы
К XV веку в Европе началась эпоха Возрождения. Главная сенсация мира музыки - опера, драматическая постановка под музыку. О том, какую оперу считать первой, ведутся споры. Но человек, который определенно определил основы современной оперы, - итальянец Клаудио Монтеверди. Для примера - фрагмент его оперы "Орфей", написанной в 1607 году.
Это народное развлечение. Опера куда живее церковной мессы. Впоследствии петь в ней начали кастраты - суперзвезды своего времени.
Рождение барокко. Иоганн Пахельбель
Наступает эпоха барокко. Музыка теперь более изысканная, витиеватая, многоплановая. Например, "Канон в ре-мажоре" немецкого композитора Иоганна Пахельбеля кажется написанным буквально вчера. Эту последовательность аккордов часто используют в рок-музыке, а корни ее уходят в XVII век.
Зрелое барокко. Бах
Маленький Иоганн Себастьян Бах обожал Пахельбеля. И он превзошел своего учителя в славе и плодовитости. Великий композитор родился в 1685 году в семье музыкантов. Практически всю жизнь он посвятил исписыванию нотной бумаги гениальной музыкой. На сбор и издание всех сочинений Баха ушло почти 50 лет! Это можно слушать всю жизнь.
Для начала послушаем первый из его знаменитых "Бранденбургских концертов". Это был подарок маркграфу бранденбургскому в надежде получить гонорар. Впрочем, Бах ничего так и не получил. Зато человечество получило фантастически изобретательную и восхитительно серьезную музыку.
Один из шедевров Баха - написанное для солистов, двух хоров и двух оркестров лютеранское богослужение "Страсти по Матфею". Почти три часа великолепия! Раз в жизни ЭТО стоит услышать в живом исполнении. Для ознакомления - небольшой хорал "О священная глава, вся покрытая ранами". Подлинный религиозный экстаз.
А здесь даже и комментировать нечего. Органные работы Баха - это просто космос.
Зрелое барокко. Гендель
В один год с Бахом родился еще один гений - Георг Фредерик Гендель. Жили они в одно время, писали в одной традиции, но художники это были разные. Гендель обожал оперы и писал их пачками, а Бах не написал ни одной. Гендель путешествовал по всей Европе, активно общался с аристократами, Бах по большей части сидел дома. Гендель любил деньги, а Бах в деньгах ничего не понимал, хотя у него была огромная семья. Бах был набожным лютеранским художником и славил Господа, а Гендель жил в свое удовольствие, ел за четверых.
По контрасту с Бахом послушаем часть генделевской "Музыки для воды". Это легкая, радостная музыка, пара десятков коротких пьес, под которые король Георг I плавал на барке по Темзе - отсюда их название.
Завершим обзор одним из блокбастеров Генделя - фрагментом из "Мессии". Хор "Аллилуйя" с текстом из Апокалипсиса завершает вторую из трех частей знаменитой оратории. Во время исполнения этой части в концертном зале принято вставать. Традиция восходит к легендарному эпизоду, когда король Великобритании Георг II был так потрясен этой музыкой, что вскочил на ноги.
Продолжение следует! Мы совершим путешествие в эпоху классицизма, затем пройдемся по шедеврам XIX века, а там и до додекафонии и минимализма рукой подать!
❇️ Подписка, каменты и лайки приветствуются! Плюс в карму мне и вам.
Советую почитать:
✅ Шедевры звукозаписи классической музыки