Найти в Дзене
Limbo (archive)

Четвертый удар по нефтяному рынку: традиционное топливо вновь хотят "нагнуть и оседлать"

Добыча сланцевого топлива
Добыча сланцевого топлива

Американские эксперты-сланцевики не теряют надежды на будущее. Часть из них предложила переориентировать сланец на внутренний рынок, создав энергетическое преимущество для восстановления и последующего роста экономики за счет возникшей бросовой цены нетрадиционного энергоносителя. Другая же часть предложила финансовую стратегию по сокращению производственных издержек за счет четырех пунктов:

1) снижения налогов и роялти (роялти выплачиваются владельцам прав на полезные ископаемые в зависимости от их рыночной стоимости)
2) снижения накладных расходов за счет консолидации, т.е. сокращение менеджмента различных уровней
3) более широкое использование цифровых технологий и искусственного интеллекта в полевых условиях
4) оптимизация дренажа пластов при добыче сланца и управления эксплуатационными расходами.

Фактически, речь идет о сокращении рабочих мест (2 и 3 пункт) и ущемлении материальных и нематериальных прав (1 пункт), и об отказе от приоритетности отрасли. Конечно, у этой истории есть пути развития, например, субсидии для сохранения рабочих мест, но, в первую очередь, это повлечет очередное ужесточение миграционной политики: если рабочие — то строго сезонные, если научные или административные сотрудники — то с высокой аккредитацией на срочной основе. Во вторую очередь, это спровоцирует волну сокращения экономики, при условии, если прогноз первых экспертов не скоррелируется с прогнозом вторых, и не произойдет синергия, способная дать толчок к внутреннему росту -- тк рассчитывать на рост экспорта даже традиционных энергоносителей не стоит.

В том же Евросоюзе, основном рынке потребления нефти и газа, к руководящим позициям подступаются «зеленые» партийщики, стремящиеся сократить негативное воздействие на окружающую среду. Например, недавно группа компаний Северных стран опубликовала редакционную статью, в которой авторы утверждают, что восстановление ЕС после последнего экономического кризиса должно быть связано с целями изменения климата не только ради климата, но и ради экономического роста.

««Зеленый курс» - это стратегия роста Европы. Сделать ее основой плана восстановления необходимо не только с точки зрения климата, но и с экономической точки зрения, чтобы создать возможности для роста и работы, которые были бы устойчивыми в долгосрочной перспективе», - пишется в статье, добавив, что электрификация должна быть основой «зеленого восстановления».

«Одним из секторов, все еще сильно зависящих от ископаемого топлива, является транспортный сектор, на который приходится примерно 20% выбросов парниковых газов в ЕС», - отметили авторы. Далее они заявили, что масштабная электрификация транспорта, включая строительство около 800 000 пунктов зарядки в течение пяти лет, стала бы решением проблемы выбросов.

Цены на Urals, Brent и WTI Crude на 21.05.2020
Цены на Urals, Brent и WTI Crude на 21.05.2020

Опять же стоит обратить внимание, что когда речь заходит об автомобильном топливе, то подразумевается именно высокие сорта, вроде идентичных друг другу Brent и WTI Crude. США прекрасно понимая намечающуюся тенденцию, начали диверсифицировать периферийные европейские рынки, вроде украинского, своим дешевым и избыточным предложением. На 21.05.2020 более низкий сорт Urals котируется практически по идентичной цене с Brent. Аналогичная ситуация с диверсификацией белорусского рынка наблюдается у Саудовской Аравии, выгрузившей избыток Brent в мае месяце. Очевидно, что соседние государства и их партнеры рассчитывают на систематическую диверсификацию до тех пор, пока цены не восстановятся, однако на фоне устремлений ЕС эта вынужденная мера может продлиться до неопределенного времени. Если ЕС приступит к исполнению своей стратегии, то результат таких действий станет четвертым ударом по нефтяной отрасли, после обвала фондового рынка 2019 года, пандемии и ценовых войн.

Электростанции для электромобилей
Электростанции для электромобилей

Хотя в ЕС признают, что эта и другие инициативы по электрификации транспортного сектора Европы потребуют значительных инвестиций, авторы статьи подчеркнули, что «неадекватная инфраструктура в настоящее время является препятствием для увеличения использования электроэнергии, нейтральной в отношении выбросов углерода, и для развития отраслей возобновляемой энергетики. Инвестиции в энергосистему также необходимы для транспортировки большого количества электроэнергии по всей Европе, что является экономически эффективным путем к восстановлению экономики».

Более того, вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс настаивает на том, чтобы все фонды восстановления экономик были направлены на предприятия, помогающие сократить выбросы углерода и цифровые предприятия.

Как сообщило агентство Reuters ранее на этой неделе, BP, Shell и Total стали выделять все больше денег на инвестиции в экологически чистую энергетику. По данным Reuters, все пять крупнейших европейских нефтяных компаний, три из них упомянуты выше, и Eni и Equinor - сокращают капитальные расходы в больших объемах в своем основном нефтегазовом бизнесе, сохраняя при этом свои возобновляемые источники энергии и даже увеличивая издержки, естественно, не добровольно, а под давлением экологического законодательства. Основные нефтяные компании выдавливаются из нефтяной сферы путем принудительного увеличения издержек, что охлаждает пыл инвесторов.

Многие эксперты подвергают сомнению преимущества «зеленого восстановления» и его финансовую основу, а также задаются вопросом, кто на самом деле будет платить за всё это. Тем не менее, сторонники кампании считают, что часть «зеленого восстановления» произойдет самопроизвольно в результате пандемии.

Как пишет аналитик по окружающей среде Би-Би-Си Роджер Харрабин, люди, заинтересованные в поддержании нынешней социальной дистанции, вероятно, продолжат работать удаленно в течение длительного времени и выберут велосипед, а не автобус для городского транспорта. Такое изменение поведения будет влиять на спрос на нефть в долгосрочной перспективе, и, что немаловажно, эти изменения могут не ограничиваться Европой.

Европейские нефтяные компании стремительно теряют конкурентность под давлением экологического законодательства, а остальные игроки, в ответ на эти «круги на воде» -- под давлением рынка, и вынуждены снижать свою доходность. Спад экономического роста в Европе привел к социальному стимулированию населения, например, еще до пандемии в некоторых европейских городах ввели «радикальную» меру, сделав общественный транспорт бесплатным, стремясь увеличить таким образом социальную и деловую мобильность населения. Поэтому, пока ЕС не решит проблему экономического роста, говорить о каких-то значительных действиях в области «Зеленой сделки», рановато: принцип электрификации будет выстраиваться мягко на дотациях нефтегазовой отрасли и сэкономленной выгоды с обрушивших цен. У данной стратегии так же есть риск превратиться в глобальный мыльный пузырь при условии, если аналогично ситуации со сланцевым газом, электрификация не успеет стать самодостаточной.