Многие из владельцев брендов уверены, что их названия, логотипы и слоганы уникальны. Это кажется логичным, если самостоятельно нанимаешь дизайнера, тратишь деньги и время на разработку и курирование процесса. Но в 95% случаев находятся похожие товарные знаки.
«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶
Так, в 2019 году телекомпания ТНТ безуспешно пыталась зарегистрировать свой товарный знак «Универ» в отношении пищевых продуктов. Оказалось, что под одноимённым брендом уже 7 лет выпускает консервы волгоградский завод.
В начале 2020 года ямальская собственница сети кондитерских не смогла получить свидетельство на товарный знак «Кристина» для продолжения своей деятельности, потому что он принадлежит Алле Пугачёвой с 1996 года. Чтобы аннулировать знак Пугачёвой, с ней придётся судиться.
Заявку на регистрацию товарного знака подавать нужно как можно раньше, пока вас не опередили конкуренты и другие предприниматели, которым придёт на ум подобное слово, символ или фраза.
Как проверить знак на уникальность?
Чтобы зарегистрировать торговую марку, нужно убедиться, что она уникальна. Если в ходе проверки на сайте ФИПС и в других источниках найдутся похожие на ваш знаки, не удивляйтесь.
На начало 2020 года в России зарегистрировано более 500 000 товарных знаков, и каждый месяц подаётся на регистрацию ещё 7500 заявок.
Но есть грань между «похожими знаками» в бытовом понимании и схожими в понимании Роспатента. Ведомство рассматривает обозначения по трём критериям:
- Фонетика (звучание). Например, схожими при проверке признают «Дексапарин»/«Desparin».
- Графика (дизайн, оформление). Могут признать схожими отрисованные в одном стиле, хотя и не сходные по звучанию слова.
- Семантика (значение): «Begood» («быть хорошим») и «Igood» («я хороший») могут препятствовать регистрации друг друга.
Что делать, если обнаружены схожие знаки?
Убедитесь, что схожие с вашим обозначения зарегистрированы и используются владельцами:
- если зарегистрированы, проведите проверку видов деятельности – убедитесь, что у вас они совпадают. Только в этом случае возникнут проблемы.
Например, ювелирный салон SUNLIGHT – далеко не единственная компания с таким названием. Её права на название не мешают существовать одноимённому средству для мытья посуды или кофейне.
В случае если ваши товары или услуги, для которых вы регистрируете знак, совпадают с продукцией, использующей сходное обозначение, можно обратиться за письмом-согласием к правообладателю.
Если правообладатель не использовал его более 3 лет, можно добиться его аннулирования в судебном порядке.
Как можно изменить товарный знак?
Если вы можете позволить себе изменить ваш знак, есть два варианта доработок:
- Найти фонетически близкие варианты. Например, заменить «Хит Мувс» на «Хитто Грувс», а «Фрея» – на «Фревия».
- Значительно изменить визуальные элементы: заменить розовый цветок пиона на зелёную ветвь оливы, расставить буквы слова с помощью графических фигур.
В отдельных случаях изменения могут вноситься вплоть до придания знаку нечитабельности, чтобы изначально обозначенное в нём графикой слово перестало считываться. Таким образом можно уйти от схожести с противопоставленным обозначением, где чётко читалось слово, ставшее препятствием для вашей регистрации.
К кому обратиться?
Доработки могут вызвать сложности у всех, кто редко сталкивается с регистрацией в Роспатенте – нужно знать критерии, юридические особенности и трактовки. Большинство дизайнеров, какими бы профессиональными они ни были, не смогут предугадать реакцию экспертов Роспатента – они с ними не работали. А потому важно сотрудничать со специалистами, имеющими опыт именно в этой сфере.
Это же касается и проверки обозначения. Можно осуществить её самостоятельно, но при этом вы рискуете получить отказ в регистрации, ведь полную проверку своими силами провести не удастся.
Чтобы повысить шансы на регистрацию, обратитесь к специалистам, которые специализируются на сопровождении регистраций и защите интересов правообладателей. «Гардиум» проводит расширенный поиск, занимается доработками знака и сопровождает регистрацию на всех этапах.
Проверьте товарный знак бесплатно – оставьте заявку и получите отчет в течение 15 минут ▶▶▶