Коронавирус не оказал на российскую строительную отрасль такого же разрушительного воздействия как, например, на туризм или сферу услуг. Однако, учитывая негативное влияние карантинных мер и отрицательных макроэкономических последствий пандемии, уже в среднесрочной перспективе индустрию ожидают довольно пессимистичные перспективы. Это связано, главным образом, с тем, что строительство в России не относится к особо пострадавшим от коронавируса отраслям и на фоне этого не получает прямой поддержки (только косвенную и в основном в сфере жилищного строительства). Однако различные негативные эффекты (физические карантинные ограничения, снижение спроса на фоне падения платежеспособности потенциальных покупателей и роста безработицы, ожидаемое кризисных явлений в экономике страны, дефицит бюджетных средств и пр.) создают предпосылки для довольного сильного и главное продолжительного спада строительной отрасли.
Эти тренды в той или иной степени характерны не только для российской строительной индустрии, но являются скорее интернациональными. Можно найти похожие параллели в ситуации на рынках стран Восточной Европы.
Исполнительный директор MACON Андрей Вакуленко совместно с коллегами из EECFA (Восточно-Европейской ассоциации прогнозирования строительства) сравнили российскую ситуацию с тем, что происходит в сфере строительства в Болгарии, Хорватии, Украине, Словении, Румынии и Сербии.
Запрет на строительные работы или их ограничение
Сфера строительства отнесена Правительством РФ к непрерывным производствам, поэтому полного или частичного запрета на строительные работы нет, однако, ситуация зависит от уровня заболеваемости и динамики распространения коронавируса. Из всех российских регионов временные ограничения на строительные работы были введены только в Москве и Московской области. Здесь больше всего заболевших и временно было приостановлено строительство всех объектов, кроме медицинских и транспортных. В других регионах России остановка строительства обсуждалась, но нигде не была предпринята.
Как в и России, в большинстве стран-участниц EECFA, не было введено прямого запрета на строительные работы. Исключением стала Хорватия, где строительство стало временно невозможным из-за общего для всех требования по организации удаленной работы. Однако и там на наиболее крупных и значимых для государства строительных проектах работы были продолжены, разрешения на продолжение строительства были получены в индивидуальном порядке. Такие же исключения были сделаны для компаний, осуществляющих строительные работы, связанные с устранением последствий землетрясения в Загребе, произошедшего в конце марта 2020 г.
В некоторых странах Восточной Европы строительство хоть и не было остановлено, но было существенно замедлено из-за следующих причин:
- введения карантинных мер и в этой связи временной невозможности получения необходимых разрешений в профильных учреждениях и инстанциях, недостаточно развитой инфраструктуры предоставления дистанционных государственных услуг;
- закрытием границ, остановкой международных пассажирских перевозок и ограничением трудовой миграции, что привело к дефициту рабочей силы. Это характерно, в том числе для Сербии, Украины и Болгарии. В последней под угрозой оказались запланированные сроки по строительству болгарской части газопровода «Турецкий поток», на строительстве которого работали в основном иностранные рабочие и специалисты, которые или вынуждены были проходить обязательный двухнедельных карантин или вообще не смогли попасть на территорию страны;
- остановкой части грузоперевозок и невозможностью поставок некоторых импортных строительных материалов;
- ужесточением санитарных требований к работе на строительных площадках, в том числе по необходимой минимальной дистанции между работниками, их максимально допустимому количеству на строительной площадке, периодической санитарной обработке рабочих мест. Все это несколько тормозит возможные темпы строительных работ.
Интересным является тот факт, что в некоторых странах (например, в Румынии) карантинные меры, напротив, поспособствовали ускорению темпов строительства и некоторые проекты, используя определенные преимущества текущей ситуации продвигаются быстрее, чем запланировано. В частности, речь идет о транспортном и инфраструктурном строительстве, для которых снижение интенсивности дорожного траффика позволило проводить работы в более высоком темпе.
Меры по поддержке строительного сектора
В России меры по поддержке отрасли будут распространяться преимущественно на жилищное строительство. Антикризисная программа, принятая в настоящий момент Министерством строительства России, включает в себя субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для поддержки спроса, а также кредитные и налоговые каникулы для застройщиков, снижение стоимости проектного финансирования (уменьшение ставок кредитования). Еще одним направлением поддержки станет выкуп нераспроданных квартир у застройщиков государственными компаниями. Выкупленные квартиры могут быть использованы для социальной аренды или быть проданы позднее на открытом рынке.
Некоторые из перечисленных российских мер, направленных на смягчение ожидаемого спада в сфере строительства, в той или иной степени встречаются и в большинстве стран-участниц EECFA. Однако в них поддержка отрасли является скорее частью общеэкономических антикризисных мер, предназначенных для широкого круга предприятий, нежели адресных программ поддержки именно строительных компаний. Среди таких мер можно выделить следующие:
- перенос налоговых выплат на более поздние периоды (мера действует в Болгарии, Хорватии, Украине);
- возможность льготного кредитования для поддержания объема оборотных средств и отсрочка выплат по текущим финансовым обязательствам (Болгария, Хорватия, Румыния);
- субсидии и льготные займы на выплату заработной платы (Хорватия, Румыния);
- государственное субсидирование части ипотечных кредитов для поддержки спроса на первичном рынке жилья (Румыния).
Отметим, что в России, по сравнению с другими рассматриваемыми странами, уровень поддержки строительной индустрии является более высоким, однако, и объемы этого рынка, равно как и его вклад в национальную экономику, являются несопоставимыми. Для сравнения: по оценкам EECFA, годовой объем строительного рынка в России в денежном выражении по итогам 2018 г. составлял около 125 млрд евро, что примерно в 3 раза больше суммарного объема рынков Болгарии, Хорватии, Румынии, Сербии, Словении и Украины (всего около 43 млрд евро по итогам 2018 г.). Подробнее о характеристиках и тенденциях строительных рынков перечисленных стран можно прочесть здесь.
Проблемы, ограничивающие развитие строительного сектора
Если меры поддержки строительства в РФ и странах Восточной Европы в некоторой мере схожи, то проблемы этой отрасли, обострившиеся на фоне пандемии коронавируса, являются индивидуальными для каждой страны.
В России особенности текущей ситуации в отрасли строительства обусловлены макроэкономическим фоном, который определяется не только негативными эффектами от коронавируса, но и последствиями «ценовой войны» с Саудовской Аравией на нефтяном рынке и сорванной в начале марта сделкой ОПЕК+, за которой последовал обвал цен на нефть и стремительная девальвация национальной валюты. Все это окажет непосредственное влияние на уровень доходов граждан, что также неизбежно отразится на строительной отрасли, особенно в сегменте жилой недвижимости.
При этом эффективность поддержки спроса планируемым субсидированием ставок по ипотеке, наиболее вероятно, сможет лишь замедлить его падение, но не предотвратить. Банки не будут существенно повышать ставки по ипотеке, но может снизиться доля одобренных заявок для заемщиков из наиболее пострадавших отраслей российской экономики: туризма, гостиничного бизнеса, авиаперевозок, рекламы, общепита, непродовольственного ретейла и т.д. Ужесточение требований к заемщикам и падением реальных доходов неизбежно приведут к сокращению числа сделок на рынке.
Курс рубля сильно зависит от динамики цен на нефть, которые, несмотря на достигнутые ОПЕК+ новые договоренности, ожидаемо будут находиться на низких отметках, как минимум, до осени или до конца года. Соответственно и курс рубля по отношению к мировым валютам будет оставаться на текущем низком уровне. Это будет способствовать стремительному удорожанию импортных строительных материалов, стоимость многих из которых привязана к курсу доллара.
Ограниченность трудовых ресурсов также представляет собой прямое последствие коронавирусной пандемии и также будет негативно сказываться на строительной отрасли. Традиционно в российских строительных компаниях занято большое количество мигрантов из стран ближнего зарубежья. Закрытие границ с этим странами ожидаемо приведет к нехватке дешевой рабочей силы.
В Хорватии нет дефицита материалов или рабочей силы, однако, строительная отрасль страны сильно связана с туризмом – ключевой сферой экономики в стране. Ожидаемое снижение туристического потока и длительный период его восстановления до докризисных значений будут способствовать замедлению строительства, причем как непосредственно связанного с этой сферой (гостиниц, объектов транспортной, курортной, развлекательной и прочей инфраструктуры), так и жилищного, что будет обусловлено ожидаемым снижением уровня доходов значительной части населения, занятой в сфере туризма.
Украинская строительная индустрия характеризуется трендами, похожими на таковые в России, и ее перспективы сильно зависят от общей экономической ситуации в стране, которая и до коронавируса являлась достаточно непростой. Эксперты локального рынка называют две основные проблемы строительной отрасли Украины:
- ухудшение экономической ситуации, вызванное неэффективным управлением, которое усугубляется пандемией;
- общая нестабильность и неопределенность, связанная с COVID-19. Поскольку сейчас никто не может предсказать, как долго продлится карантин, большинство участников локального рынка недвижимости находятся «в режиме ожидания».
Если карантинные меры и ограничения затянутся на длительный период, это неизбежно скажется на украинском рынке жилой недвижимости. Здесь определенной устойчивостью будут обладать только самые крупные компании – лидеры рынка. Остальные же игроки, относящиеся к мелкому и среднему строительному бизнесу, нуждаются в государственной поддержке и получении льготных кредитов для восполнения оборотных средств, чего пока не происходит. Снижение платежеспособности потенциальных покупателей, связанное с негативным макроэкономическим фоном, только усугубит ситуацию, поскольку в Украине жилищное строительство в основном финансируется покупателями будущих квартир. При реализации пессимистичного сценария развития ситуации многие строящиеся жилые проекты будут заморожены.
Рынок коммерческой недвижимости Украины, по сравнению с рынком жилья, в гораздо большей степени зависит от поставок импортных материалов, поэтому в этом смысле подвержен негативным эффектам пандемии существенно больше: ограничение объемов производства необходимых материалов в Европе и мире, ограничение грузоперевозок будут снижать темпы строительства новых офисных и торговых центров. Усугублять ситуацию будет значительное повышение курса доллара США относительно гривны, что уже привело к значительному росту цен на импортные материалы.
Проблемы с поставками стройматериалов – актуальная проблема и для Словении, поскольку некоторые крупные производители временно остановили или значительно сократили объемы выпуска продукции на фоне пандемии. Кроме этого, строительные работы выполняются менее интенсивно в основном из-за необходимых мер по защите работников. В стране также фиксируется значительный спад числа сделок с недвижимостью во всех сегментах рынка, поскольку риски принятия долгосрочных инвестиционных решений значительно увеличились на фоне разворачивающегося кризиса.
По-другому обстоит ситуация в Румынии, где прямое влияние кризиса на текущую строительную активность было минимальным, поскольку не было введено фактически никаких жестких ограничений. Были даны рекомендации относительно соблюдения социальной дистанции и ряда санитарных норм, но они не были обязательны к исполнению. Дефицита рабочей силы или строительных материалов в стране также не наблюдается и не прогнозируется в ближайшее время. Вместе с тем ожидается, что косвенные факторы и влияние коронавируса все же окажут отрицательное влияние на локальный строительный рынок. К таким факторам можно отнести:
- снижение объема инвестиционных вложений, особенно в гостиничном сегменте недвижимости. Кроме этого, определенный спад вероятен в темпах строительства объектов, так или иначе связанных со сферой туризма;
- рост популярности удаленного формата работы, которая стала вынужденной мерой в условиях карантина, негативно скажется на уровне спроса на офисные площади, что в итоге будет способствовать отрицательной динамике объема инвестиций в этом сегменте;
- нехватка государственного финансирования может оказать серьезное негативное влияние на румынскую строительную отрасль после того, как первая волна пандемии пройдет. Это может быть связано постепенным исчерпанием резервов для финансовых мер поддержки строительства и дефициту государственных средств;
- снижение платежеспособности населения и рост безработицы. Более 1 млн граждан Румынии приостановили свои трудовые договоры, а 270 тыс. человек потеряли свои рабочие места с начала пандемии. В перспективе, если ситуация не изменится быстро, это приведет к существенному снижению спроса на недвижимость.
Недостаток спроса, особенно в жилом сегменте, представляет собой определенную проблему также и для рынка недвижимости Сербии. Карантин уже сейчас привел к некоторому сокращению числа сделок с жильем. Однако в условиях находящегося на подъеме национального рынка этот кризис не должен оказать серьезного влияния на его перспективы и текущий спад эксперты относят скорее к временным явлениям. Строительство в Сербии будет также поддержано крупными реализующимися инфраструктурными проектами, которые станут одним из главных факторов, обеспечивающих устойчивость всей отрасли.
Таким образом, сама по себе пандемия коронавируса пока что не оказала прямого разрушающего влияния на строительную отрасль России и других стран Восточной Европы, однако, обнажила и усугубила существующие на рынке проблемы и слабые места. В долгосрочной перспективе влияние COVID-19 на сферу строительства будет сильно связано с общей продолжительностью карантина и эффективностью мер по поддержке отрасли.
Информация о ситуации на рынках стран-участниц EECFA предоставлена:
- Россия – Андрей Вакуленко, MACON (по состоянию на 15.05.2020 г.)
- Сербия - Dejan Krajinović, Beobuild Core D.O.O. (по состоянию на 5.05.2020 г.)
- Румыния - Dr. Sebastian Sipos-Gug – Ebuild (по состоянию на 30.04.2020 г.)
- Словения - Dr. Ales Pustovrh – Bogatin (по состоянию на 26.04.2020 г.)
- Украина - Sergii Zapototskyi – UVECON (по состоянию на 23.04.2020 г.)
- Хорватия - Michael Glazer (SEE Regional Advisors) и Tatjana Halapija (Nada Projekt) (по состоянию на 23.04.2020 г.)
- Болгария - Yasen Georgiev and Dragomir Belchev, EPI (по состоянию на 15.04.2020 г.)