Найти в Дзене
DIECAST43

Сделано в СССР: Москвич-426 в масштабе 1:43

Масштабные модели Москвичей были, пожалуй, самыми распространёнными изделиями масштаба 1:43 в советские годы. Освоили их раньше всех остальных машинок, а вслед за базовым седаном моделей 412 и 408, вскоре начали отливать и универсалы 426 и 427.

Масштабная модель автомобиля Москвич-426 в "радужной" коробочке, выпущенная в феврале 1989 года.
Масштабная модель автомобиля Москвич-426 в "радужной" коробочке, выпущенная в феврале 1989 года.

Надо отметить, что на саратовском Тантале в 1970-е годы не только вполне удачно передали облик московских автомобилей, но и логику формирования модельного ряда, когда индекс реальной машины определял двигатель, и отличить 408-й Москвич от 412-го или 426-й от 427-го снаружи можно было только заглянув под передний бампер.

Журнал "За рулём", 1967 год
Журнал "За рулём", 1967 год

Один кузов, два двигателя — получаем две модели. Но саратовские умельцы пошли дальше, сделав три разных облицовки радиатора с двумя или четыремя круглыми фарами плюс стандартный для АЗЛК вариант с прямоугольными фарами.

Формально правильная из всего этого набора только облицовка с прямоугольными гэдэровскими фарами, а двухфарная так и вообще «ижевская», но к 1980-м годам все масштабные модели Москвичей комплектовались этими облицовками произвольно, безо всякой привязке к модели автомобиля — любой Москвич в масштабе 1:43 мог получить любую облицовку. Двигатель при этом старались ставить всё-таки тот, который положен конкретной модели — 412-й с круглым воздушным фильтром или 408-й с характерным продолговатым фильтром под капотом, но и здесь часто случались сбои, хотя ОТК вроде должно было отслеживать такие несоответствия.

Масштабная модель автомобиля Москвич-426
Масштабная модель автомобиля Москвич-426

И если ошибочный двигатель — это досадный нюанс, который порождал жаркие споры среди пионеров страны советов на тему, как же должно быть правильно, то набор разных облицовок давал серьёзным коллекционерам повод потратить три-пятьдесят ещё разок, увидев в магазине «Сувениры» или «Электроника» машинку той же модели 426 например, но с другой облицовкой.

Здесь надо вспомнить, что за исключением этих базовых Москвичей остальные модели разбирали довольно быстро даже в Москве. Столичные пионеры знали все «рыбные места» и по возможности заглядывали в Дом игрушек или магазин «Весна» на Калининском, в ЦУМ, ГУМ и Детский мир. Иногда модели можно было ухватить в непредсказуемых местах, встречались они на ВДНХ например, но сувенирные киоски в таких местах быстро опустошались приезжими отдыхающими или командированными.

Журнал "За рулём", 1974 год
Журнал "За рулём", 1974 год

Так что увидев всё тот же привычный Москвич, но в новом цвете или с другой облицовкой, его тоже частенько брали, не говоря уж о тампованных версиях — Аэрофлот или Ралли по меркам тех лет выглядели вполне прилично, как впрочем и какие-нибудь «Книги». Хотя вот Москвичей с шашечками такси в реальной жизни мало кто встречал.

Этот универсал модели 426 — позднесоветский постномерной с датой выпуска «Февраль 1989». Литьевые формы на эту модель, освоенную в 1974 году, уже снова подизносились, да и хозрасчёт с самоокупаемостью на фоне кооператоров и новых хозяйственных отношений вовсе не способствовали качеству изготовления массовых и дефицитных машинок.

Масштабная модель автомобиля Москвич-426. Хорошо виден дефект литья на стойке кузова.
Масштабная модель автомобиля Москвич-426. Хорошо виден дефект литья на стойке кузова.

На задней левой стойке кузова этой модели остался литьевой облой, который вполне успешно закрасили насыщенными синим цветом и ОТК эту модель пропустило. Да и покупатель на этот дефект внимания сразу не обратил в 1989-м году.

Как и все саратовские Москвичи, эти универсалы изменялись с течением времени: менялись и надписи на донышке, и на задней двери кузова в 1970-х была рельефная надпись с индексом модели, уступив чуть позже место универсальной и забавной надписи Moskish, и фонари задние менялись со временем, не говоря уж об исчезновении номера А3 с донышка этой масштабной модели.

К 1989-му году все Москвичи получили обновлённые хромированные детали и если изменения бамперов или колёсных колпаков не сильно и заметны был и на первый взгляд, то облицовки пострадали больше всего. С круглых фар исчезла насечка рефлектора и в целом эта деталь стала выглядеть попроще, хотя казалось бы куда уж ещё упрощать и так незатейливые модели Москвичей. Плюс к этому перестали подкрашивать красным эмблему на облицовке радиатора — вроде бы мелочи, но рядом с Москвичами номерного периода эти модернизированные машинки стали выглядеть немного беднее.

Но в конце 1980-х, когда масштабные модели были ещё в дефиците, на эти нюансы вообще мало кто обращал внимание. Достали, ухватили новую машинку в коллекцию — и хорошо. Пусть даже это всего лишь новая облицовка уже имеющейся модели Москвича-426.

Мой первый 426-й был с четыремя фарами, что в общем-то вполне жизненный вариант, если конечно закрыть глаза на неправильную облицовку, которая у реальных машин занимала всю высоту между капотом и бампером, да не разглядывать пристально подфарники, которые на четырёхфарных машинах тоже были другими. В январе 1988 года компанию той красной машинке составил зелёный 427-ой с двухфарной облицовкой, и наконец к ним присоединился синий 426-й в двухфарном варианте.

По нынешним временам, когда на масштабном рынке огромный выбор и разнообразие, такой набор почти одинаковых машинок кажется немного странным, но скажу больше: попались бы «Аэрофлот» или «Ралли» — и они бы оказались в этой компании универсалов в масштабе 1:43.

Вообще советские модели — это неисчерпаемая тема для коллекции: разные облицовки, разные капоты, разные кузова, разные коробочки, разные донышки, разные колёса, разные надписи плюс ещё и ошибочные варианты нумерации донышек, декальные и тампованные варианты, олимпийские и фестивальные машинки, номерные и постномерные модели — а на полке всего лишь одна модель Москвич-426. И так для каждой из этих моделек. Можно только их и собирать, при этом не собрать всё.

Но у пионеров 1970-х и 1980-х Москвичи не особо котировались: во-первых это была самая доступная и распространённая модель, а во-вторых если седан 408 или 412 встречался на дорогах всегда и везде, то универсалы или фургоны попадались крайне редко, да и то ближе к столице.

Хотя с точки зрения сохранности масштабной модели — это даже хорошо, седаны чаще страдали в играх, у них были очень хлипкие задние фонари, а универсалы со своими отлитыми заодно с кузовом фонарями были покрепче, да и в игры их брали реже.

Двухфарный Москвич-426. Такие должны быть подфарники и облицовка на масштабной модели.
Двухфарный Москвич-426. Такие должны быть подфарники и облицовка на масштабной модели.

Ну а сам этот Москвич-426 1989 года выпуска — типичное постномерное изделие: качество уже пониже, хорошо видны дефекты литья, но в целом машинка пока ещё выглядит прилично и окрашена нормально. Недостатки заметны конечно, фары без насечки выглядят немного проще, чем было на этих моделях несколько лет назад, но на полке среди других Москвичей и этот синий 426-ой выглядит неплохо. Тем более, что китайские версии этой машины в масштабе 1:43 тоже далеки от совершенства. В общем, как ни удивительно, но этот старый Москвич по-прежнему выполняет роль масштабной копии, а не просто артефакта из давно ушедших дней.

Авто
5,66 млн интересуются