В течение месяца американский нефтяной бенчмарк West Texas Intermediate зафиксировал два первых в своем роде события. Во-первых, 20 апреля стоимость за баррель упала ниже нуля. Затем она взлетела так высоко, что поставила рекорд по этому показателю. Тем не менее, многие аналитики и другие наблюдатели по-прежнему настороженно относятся к любому преждевременному оптимизму.
Спад в нефтяной промышленности США может привести к потере более чем 24 миллиардов долларов США только для Техаса, если цены на нефть останутся на уровне 30 долларов, сообщил агентству Anadolu научный сотрудник Университета Хьюстона Эд Хирш.
Обвал цен на нефть, сокращение добычи и сокращение бюджета уже привели к увольнениям в отрасли , а также к новым потерям рабочих мест и банкротствам нефтегазовых компаний, считают аналитики и юристы.
«Многие из находящихся под угрозой исчезновения компаний имели некоторую степень хеджирования , чтобы помочь пережить 12–18 месяцев падения цен», - говорит Хирш агентству Anadolu. Тем не менее, он предупредил, что «списание стоимости активов и отсутствие новых кредитов от банков и других кредиторов будет означать конец для многих компаний».
По данным Хирша сокращение в США числа буровых установок указывает на то, что до 70 000 рабочих, возможно, уже потеряли в американской нефтегазовой промышленности свои рабочие места.
Нефтегазовые компании, а также розничная торговля являются наиболее пострадавшими секторами от пандемии COVID-19, охватившей предприятия в Техасе, сообщают юристы по банкротству и реструктуризации.
В течение пяти лет до 1 апреля 2020 года в общей сложности 215 североамериканских производителей нефти и газа подали заявки на банкротство, об этом сообщили юристы Хейнс и Бун изданию Oil Patch Bankruptcy Monitor в начале апреля.
Позже, так же в апреле такие компании, как Diamond Offshore Drilling и Whiting Petroleum, подали заявки на банкротство по главе 11. Уже в мае американский первопроходец сланцевого газа Chesapeake Energy заявил, что так же рассматривает реорганизацию через банкротство по главе 11 — наряду с другими вариантами — поскольку низкие цены на нефть и газ сильно влияют на его финансы и значительный непогашенный долг.
По мнению экспертов, в ближайшие недели этот список будет расти.
По данным Rystad Energy, если нефть WTI в среднем останется на уровне $30 за баррель в 2020 году, то около 73 нефтяных компаний в США могут обанкротиться по главе 11, а еще 170 компаний могут последовать их примеру в 2021 году.
Сейчас WTI торгуется вблизи отметки $35 за баррель. Это выше, чем менее $13 за баррель месяц назад. И все же восстановление ралли не состоялось само по себе. Это произошло из-за быстрого сокращения добычи и постепенного снятия блокировок в Штатах и в других регионах, поскольку в многих частях мира пришли к выводу, что худшая часть пандемии коронавируса прошла.
При таком значительном сокращении добычи нефти и улучшении спроса на нефть, возврат цен к докризисным уровням от $50 за баррель должно стать только вопросом времени.
Всё было бы так, если бы ситуация была обычной, чего нет. Спрос может улучшаться, но он не быстрыми темпами, как хотелось бы нефтяным быкам. На самом деле, как прогнозирует в Forbes Гаурав Шарма в недавнем анализе рынка, лучшее, на что могут надеяться быки в ближайшей перспективе, - это $40 за баррель, и не раньше третьего квартала. Поэтому ожидания возврата WTI к $ 50 или $ 60 в настоящее время нереалистичны в долгосрочной перспективе. Конечно, времена сейчас изменчивы. Никто не может сказать, будет ли вторая волна заражения Covid-19 в более широком, нежели в региональном масштабе, как у Китая. Это одна большая неопределенность, которая оказывает давление на цены. Сейчас никто не может сказать, будет ли вторая ценовая война внутри ОПЕК+ или между ОПЕК+ и другими производителями, в частности Соединенными Штатами. По словам журналиста Фрэнка Кейна, еще одна ценовая война может начаться всего из-за нескольких долларов за баррель.
При такой большой неопределенности неудивительно, что произошел отскок WTI и Brent. Даже хороших новостей со стороны спроса, включая увеличение китайского импорта нефти и планы по расширению нефтехранилищ, оказалось недостаточно, чтобы подтолкнуть цены значительно выше $30 за баррель. На самом деле, даже заявление главы Международного энергетического агентства о том, что спрос на нефть еще не достиг пика, не смогло этого сделать.
«В отсутствие сильной государственной политики, устойчивое экономическое восстановление и низкие цены на нефть, вероятно, вернут мировой спрос на нефть туда, где он был, и за его пределами», - сообщил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль Bloomberg на этой неделе.
Впрочем, не все представители отрасли с этим согласны. Исполнительный директор BP Бернард Луни, например, заявил Financial Times в этом месяце, что мы, возможно, приближаемся к пику спроса на нефть.
«Я не думаю, что мы знаем, как это будет происходить. Я, конечно, не знаю», - говорит Луни. -Может быть, это и есть пик спроса на нефть? Возможно. Я бы не стал списывать это со счетов».
Другими словами, неопределенность является самым сильным фактором на сегодняшних нефтяных рынках и, вероятно, останется их самым сильным фактором в течение некоторого времени. Между тем, поставки нефти, возможно, продолжат сокращаться. Если это так, то это будет способствовать повышению потенциала цен на нефть.
Число банкротств в сланцевой зоне США растет. Это будет сдерживать добычу в течение более длительного времени, или до тех пор, пока другие бурильные установки этих компаний снова не станут прибыльными, что будет означать новый рост добычи. Если это произойдет до того, как твердо закрепится спрос , произойдет еще одно падение цен. Проблема в том, что никто не знает, вернется ли спрос на прежний уровень.