Продолжаем разбираться со смыслом, который мы вкладываем в понятие "система образования". Как я описывала в прошлом посте, почитайте, он называется "ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК", система образования создана таким образом, чтобы отвечать требованиям и условиям, сложившимся в период промышленной революции. Это было актуально, от человека требовалось:
- терпение
- усидчивость
- выполнение поставленных задач по четким алгоритмам
- подчинение
Безусловно, поощрялась и инициатива, но была она привилегией отдельных людей. В целом, от общества требовалось выполнения описанных выше требований в сочетании с полученным образованием. Ты терпелив, усидчив, настойчив, исполнителен? Поступление в вуз обеспечит тебя продвижением по служебной лестнице.
К сожалению, в сегодняшних реалиях лестниц не то, чтобы не осталось. Они есть. Но даже при движении по ним, требуются инициативность, креативность, умение работать в команде, эмпатия, соучастие и много чего еще. Российское образование, в классическом и подавляющем формате - не формирует навыки, которые будут нужны человеку для успешной самореализации.
Когда я впервые услышала формулировку принципа финского образования, у меня жизнь, без преувеличений, раскололась на "до" и "после". Звучит она, примерно, следующим образом:
"Мы не готовим детей к запросам экономики, мы подстраиваем экономику под запросы растущего поколения. Потому что им жить в будущем, а не нам"
Иными словами, ставка делается на:
- потенциал
- таланты
- запросы
- желания
Погруженные в дружественную атмосферу дети, не боятся брать на себя ответственность, не стыдятся за те или иные увлечения, имеют возможность реализовать свои потребности в деятельности. Система, отказавшаяся от оценок, привычного для нас, разделения предметов, иерархии "учитель - ученик" - уже не первый год занимает лидирующие позиции в рейтингах образовательных систем мира.
Отказ от оценок позволяет уйти от разделения на "хороший ученик", "плохой ученик". Все одинаковые, просто всем нужны разные сроки на усвоение материала.
Отказ от деления на предметы дал возможность анализировать важные исторические события с разных сторон. Например, вторая мировая рассматривается с точки зрения истории, экономики, лингвистики, биологии, химии, физики и т.д. Для чего? Для того, чтобы связать теорию с реальностью и дать понять как это все работает в жизни, а не в тестах.
Отказ от иерархии дал возможность воспитывать самодостаточную личность с младых ногтей. Все едят вместе, все за собой убирают посуду, все идут убирать территорию, все имеют право на высказывание своего мнения, внесение предложений в организационный план учебного года (в событийном плане). Во все это вовлечены и родители. И ни у кого этот факт не вызывает боли.
В итоге, самый высокий процент доучиваемости, востребованности, самореализации. Все по внутреннему запросу. Тебе не нужно выдумывать как стать экономистом, если ты хочешь быть писателем. И не надо рваться в вуз, если тебе достаточно быть рабочим на стройке. В экономике, выстроенной для людей, всем найдется место и оно будет уважаемо и востребовано. Потому что экономика строится вокруг человека, а не против него.
Почему нашим детям так сложно? Сложно определиться с экзаменами? Сложно выбрать профессию? Сложно ответить на вопрос "а чего хочешь ты?" Потому что получаемые знания не сопрягаются с реальностью, а внутренние запросы - считаются, зачастую, прихотью и глупостью: "Ну что ты будешь делать со своим рисованием, этим не прокормишься!"
Нам постоянно приходится находится в состоянии "необходимость прокормить себя", а это точно не про самореализацию.
Но не все так безнадежно. Осведомлен - значит вооружен. Если не занимать позицию "страус с головой в песке", а искать варианты персональной самореализации, и взять ответственность за своё будущее в свои руки из рук, которым эта жизнь нужна, в подавляющих случаях, для формирования статистических отчетов - перспективы могут открыться весьма и весьма радужные.
Конечно, это сложнее. Личные решения, личная ответственность, "всё зависит от меня" - это серьезный выбор. Но только такая личность может считаться истинно свободной, в условиях, когда свобода весьма иллюзорна.
Меня спросили после прошлого поста: "А можно ли поменять систему образования?" Это риторический вопрос. Систему поменять можно тогда, когда возникнет социальный запрос на изменения. Отчасти он уже формируется, но, как я и писала, беда в том, что дети-то растут сейчас и уже сейчас нужно вместе с ними искать варианты успешной самореализации. В соответствии с талантами, потребностями, внутренними запросами.
Впереди лето, есть целых три месяца, чтобы подготовиться к новому учебному году. Привыкнуть к мысли, что "с сентября начнем по-новому", разобраться в себе (родителям: со страхами и стереотипами, а детям: с потребностями и запросами), выстроить на учебный год адекватную всему этому стратегию.
Задавайте вопросы в комментариях, пишите - актуальна, интересна ли информация про системы образования и о чем еще хотите узнать в этом вопросе.